Тема: Финансы


Теги:

Одним из ключевых изменений в законодательстве об ОСАГО стала возможность оформления страхового полиса в электронной форме. Цифровой полис ОСАГО полностью равнозначен страховке на бумажном носителе. Главной задачей е-полиса является обеспечение доступности покупок в регионах и уменьшение уровня навязывания допуслуг со стороны страховщиков. Расскажем, как и где вы можете оформить ОСАГО в электронной форме.

С 1.07.2015 г. действовала возможность оформить продление действующей страховки ОСАГО в цифровом виде лишь в своей СК. А с 1.10.2015 г. физлица могут оформить новую страховку ОСАГО в любой фирме, предоставляющей такую услугу. По статистике РСА, на настоящее время к проекту реализации е-полисов обязательной «автогражданки» присоединились 27 СК, но только 13 совершают продажи.

Теория покупки электронного полиса

Клиент должен зарегистрироваться на сайте страховщика, в личном кабинете. Согласно указанию Центробанка №3648-У, страховая должна произвести идентификацию пользователя и проверку указанных сведений на соответствие информации, содержащейся в АИС ОСАГО. Проверять данные и выдавать ключ электронной подписи могут следующими способами:

  • 1. На сайте СК. При регистрации нужно указать ФИО, сведения паспорта, номер мобильника или адрес емейла. При соответствии предоставленных данных сведениям АИС ОСАГО, на указанную электронку или мобильник отправляется сообщение с кодом, это ключ ПЭП (в общем-то, это обычная процедура регистрации на всех сайтах). В случае несовпадения сведений клиента не зарегистрируют и предложат обратиться непосредственно в отделение СК;
  • 2. В офисе СК. Зарегистрироваться и получить электронную подпись страхователь может при личном посещении отделения выбранного им страховщика.

Процедуры можно избежать, воспользовавшись для доступа к сайту СК простым ключом цифровой подписи, выданным в рамках ЕСИА.

Получив доступ к сайту страховой, клиент должен заполнить заявление в электронном виде. Информация в заявлении нужна та же самая, что и в заявлении на оформление бумажного ОСАГО. Используя ПЭП, полученную от страховщика, клиент подтверждает указанные в заявлении данные. Далее СК регистрирует заявку в своей базе данных и запрашивает АИС ОСАГО, чтобы проверить корректность предоставленных данных.

  Как банки формируют свою репутацию в социальных сетях

При положительном результате проверки СК предоставляет клиенту сведения о сумме страхового взноса, способах и сроках его оплаты. И запрашивает адрес емейла для направления е-ОСАГО. После оплаты взноса информация об оплате уходит в АИС ОСАГО, где полис регистрируется и получает уникальный номер.

Когда номер получен, страховщик формирует цифровой полис, направляет его на указанную страхователем электронку и помещает в личном кабинете клиента. Информацию о реквизитах полиса (номер, период использования, срок страхования и наименование страховщика) могут направить и в виде сообщения на мобильник страхователя. При оформлении е-ОСАГО осмотр ТС страховщиком не осуществляется. Электронный ОСАГО страхователь распечатывает сам на листе A4, его необходимо предъявлять по требованию служащих ГИБДД.

Если указанные в цифровом заявлении данные не совпадают со сведениями, которые содержатся в АИС РСА, то электронный полис, исходя из Правил ОСАГО, не может быть оформлен. Страховщик информирует потребителя о невозможности заключения е-полиса и направляет на емейл письмо с основанием отказа.

Практика покупки электронной страховки

Первая проблема при покупке е-полиса, которая может возникнуть у клиента, – определение перечня страховщиков, реализующих эту услугу, потому что данные, имеющиеся на сайте РСА, не совпадают со сведениями, указанными в его новостных релизах.

В общем-то, на данный момент лишь четыре страховщика активно реализуют электронные ОСАГО: «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс Страхование» и «Тинькофф Страхование».

Анализировался рынок Московского региона, где никогда не возникало проблем с приобретением обязательной «автогражданки», поэтому в некоторых регионах ситуация, скорее всего, отличается в худшую сторону. В «Тинькофф Страховании» и «Ренессанс Страховании» можно оформить цифровой полис лишь для Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО. Некоторые СК сервис покупки е-ОСАГО разместили в неочевидном месте. У ряда страховщиков до последней стадии оформления неясно, есть ли подобная возможность, или все закончится оформлением заявки на обычный бумажный полис. И ни у одного из страховщиков не обнаружена возможность идентификации при помощи ключа, который выдан в рамках ЕСИА.

  Как выписаться из квартиры

Процедура оформления несущественно отличается от той, что приведена в указании регулятора. Первым шагом, как правило, предлагается внести всю информацию, необходимую для полного оформления страховки: о собственнике автомобиля (включая паспортные данные), сведения о ТС (марка/модель, мощность двигателя, год выпуска, VIN, данные ПТС и прочее), данные о допущенных к управлению лицах.

Еще могут запросить информацию, которая никак не влияет на стоимость полиса и не отражается в заявлении ОСАГО. В ряде СК в качестве документа, который подтверждает регистрацию автомобиля, нет возможности вписать сведения из свидетельства о регистрации – лишь ПТС. На основании заполненной информации страховщик осуществляет первичную проверку в АИС РСА (включая проверку наличия актуальной диагностической карты). При любой ошибке в вводе данных пользователю откажут в оформлении полиса из-за несовпадения информации с имеющейся в базе Союза Автостраховщиков.

Если проверка успешно пройдена, клиенту на сотовый телефон или емейл приходит код ПЭП. Данный код нужен, чтобы завершить создание личного кабинета.

В кабинете в заявку на электронный полис будет перенесена вся информация, указанная ранее. Надо лишь дополнить анкету и определиться со способом оформления страховки – электронный полис, оформление в офисе или доставка. Выбрав электронный способ оформления, производится повторная проверка в банке данных РСА. Если по итогам финальной проверки обнаружена ошибка, но вы не сомневаетесь в точности предоставления всей информации, попробуйте сделать запрос на проверку спустя несколько минут, поскольку риск технического сбоя весьма велик. (Проверено на личном опыте, когда с одинаковыми данными сервис то отказывает в возможности покупки, то подтверждает ее.)

Хуже всего то, что о причинах отказа в оформлении электронной страховки ничего не говорится, поступает формальный ответ о том, что «представленная вами в заявлении на страхование информация не совпадает с данными АИС ОСАГО РСА». Не указываются, какие конкретно данные не совпали. Работники страховых ситуацию не проясняют, а просто предлагают оформить бумажную «автогражданку». Очевидное положительное качество электронного полиса – удобство его оформления. Не нужно искать офис СК, договариваться о встречах с агентами или курьерами, «отбиваться» от дополнительных услуг. Практически до нуля уменьшается риск приобретения фальшивого ОСАГО, поскольку использование посредников при оформлении договора в электронной форме законодательно запрещено. Озаботиться нужно лишь о доступе в Интернет и возможности распечатать полис. Основные проблемы, которые могут появиться у желающего приобрести полис, – малое количество компаний, предлагающих услугу, и технические ошибки в информационных системах.

  Какие «молодежные» продукты предлагают российские банки

Автор: Скачать бесплатно на любую на тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *