Тема: Финансы


Теги:

Наши банки крайне неохотно возвращают средства, списанные мошенниками. Расскажем, как заставить кредитную организацию вернуть украденные средства.

В июне 2015-го Нина Фаризова, держатель карты Альфа-Банка, стала жертвой мошеннических действий. Ей пришла эсэмэска, что по ее кредитке проведена покупка на 24000 рублей. Фаризову просили позвонить на указанный в сообщении номер, если данной операции не было. В трубке злоумышленник попросил женщину продиктовать номер карточки и CVV-код (он указан на обратной стороне пластика).

Через полчаса пришло очередное смс-сообщение, на этот раз настоящее – о списании с карты 72000 рублей. А через минуту клиентке позвонила сотрудница «Альфы» и сообщила, что по ее пластику проведена подозрительная транзакция – переведены средства на другую карту при помощи сервиса онлайн-переводов. Фаризова рассказала о странном звонке перед этим и попросила заблокировать карточку. Через час в офисе Альфа-Банка женщина уже составляла заявление о возврате денежек. На следующий день она пошла в полицию.

По сведениям лаборатории Group-IB, занимающейся компьютерной криминалистикой, в России ежедневно происходит 44 кражи с применением систем ДБО. Ущерб граждан от интернет-мошенничества в финансовом секторе в 2013-2014 гг. превысил $426 миллионов. Практически 70% ($290 миллионов) из этой суммы приходилось на интернет-банки, говорит Сергей Никитин, замруководителя Group-IB. При помощи фишинга (получение персональных данных картодержателя и их использование) злоумышленникам удалось «хапнуть» $50 миллионов, еще $30 миллионов пришлось на кражу электронных денег.

Задумывалось так, что граждан от снежной лавины мошенничества убережет закон «О НПС». В соответствии с ним финучреждение должно вернуть списанные злоумышленниками средства, если пострадавший владелец пластика обратился к банкирам в течение суток. В отдельных случаях время обращения продлевается, объясняет Андрей Еремин, глава НП «НСФР». «После обращения банкиры должны заблокировать счет и начать разбираться в ситуации. На рассмотрение дела финорганизации закон отводит до 30 дней (или вдвое больше, если в операции принимал участие зарубежный субъект). «В реальности все происходит намного быстрее. Указанные сроки нужны для глубокого внутреннего расследования и взаимодействия с платежными системами», – рассказывает господин Еремин.

  Инвестирование в гособлигации как альтернатива банковским вкладам

Но на практике банки редко возвращают средства, говорит Павел Медведев, работающий финансовым омбудсменом. «Это происходит, как показывает мой опыт, в единичных случаях», – говорит он. Финорганизации даже отказываются подробно раскрывать критерии, по которым выносится решение о возврате средств клиентам.

Не вернули средства и Фаризовой. По версии Альфа-Банка, она или ввела, или сообщила мошенникам код для осуществления операции. «Имеется техническое заключение, свидетельствующее о том, что был введен пароль 3DSecure», – утверждает Владимир Бакулин, сотрудник отдела мониторинга банка. Без этого, по его словам, транзакция не прошла бы, несмотря на то, что у мошенников оказался номера пластика и CVV.

Зачем в таком случае банк вообще звонил клиенту? Представители «Альфы» не стали распространяться о том, как конкретно служба мониторинга выявила подозрительную операцию. «Система знает, какие обычно операции проводит клиент», – говорит Алексей Голенищев, возглавляющий дирекцию мониторинга электронной индустрии Альфа-Банка. Он сказал, что система банка информирует о сделках, которые не соответствуют клиентскому профилю.

Пострадавшая клиентка не снимает с себя вины за передачу жуликам CVV и номера карточки. Но, по ее словам, транзакция не должна была совершиться. «Банкиры же должны заботиться о сохранности денег клиента», – негодует Фаризова и собирается идти в суд. «Если установят факт мошенничества, который направлен против систем финучреждения, то средства возвращаются. Если злоумышленники ввели ПИН и номер пластика, узнав их от картодержателя, то деньги не возвращаются», – поясняют в банке.

Юристы рассказывают, что доказать собственную правоту в суде потребителям обычно трудно. Дмитрий Янин, предправления КонфОП, считает, что перед обращением в суд стоит оценить величину потерь и издержки. «При отказе банка шансы у потребителя невелики. Даже обращение в полицию, как показывает моя практика, не является веским аргументом непричастности картодержателя к мошеннической схеме», – рассказывает он.

Роман Терехин, являющийся партнером юридической фирмы «Деловой фарватер», предлагает обосновать претензию к банку по ст. 847 ГКРФ. По ней клиенту нужно подтвердить распоряжение насчет списания денег собственноручной подписью, вводом кода или пароля. Господин Терехин рассказывает, что пока не доказан факт компрометации паролей и ключей по вине клиента, он остается прав. По мнению юриста, доказывать правомерность транзакции должны именно банкиры. В противном случае они обязаны возместить потери.

  Дефолт 1998 года: вспоминаем события

Господин Терехин в качестве примера приводит похожее дело, которое рассматривалось в Приморском краевом суде против Сбербанка. Суд тогда поддержал клиента в похожей ситуации, поскольку финорганизация не доказала, что истцом были разглашены ПИН, номер карты или другие сведения. Кроме того, не была доказана передача карты другим людям или несоблюдение владельцем мер предосторожности использования карты.

Что делать, когда у вас списали деньги злоумышленники

Советы Павла Медведева, финансового омбудсмена:

«По закону «О НПС», банк должен возвратить вам неправомерно списанные средства, а потом уже выяснять, почему их украли. Став жертвой мошенника, необходимо в течение суток написать заявление в отделении вашего банка. Помните, что вам нужно обязательно получить в 2-х экземплярах документ, который свидетельствует, что вы сообщили об инциденте в банк. К сожалению, порой сотрудники финучреждения говорят, что у них в настоящий момент нет бланков, и рекомендуют прийти завтра. Но к следующему дню пройдет законодательно установленный дедлайн, и претендовать на возвращение денег вы уже не сможете. Когда так происходит, надо просить сотрудников официально выдать вам уведомление, что бланки отсутствуют, и сообщить, что отнесете данную бумагу в прокуратуру. Когда и это не помогает, следует привести свидетелей и написать жалобу в головной офис кредитного учреждения. Если банкиры откажутся вернуть средства, что в большинстве случаев и бывает, можно обращаться в суд. Но знайте, что вероятность победы не очень высока».

Советы Дмитрия Янина, являющегося предправления КонфОП:

«При судебных разбирательствах с банком необходимо держать в уме величину украденного и сумму затрат. Нужно понимать, как они друг с другом соотносятся и стоит ли тратить время. Также необходимо осознавать, что в суде будет нелегко. В случае отказа банкиров шансы у клиента малы. Даже обращение в органы правопорядка, согласно моим наблюдениям, не относится к весомым аргументам непричастности клиента к преступной схеме».

  Деньги – не лучший подарок

Советы Светланы Тарнопольской, адвоката:

«Целесообразно ли обращаться в суд – это вопрос ситуационный. Следует оценить и успешность сбора доказательств, к примеру, получения сведений у операторов сотовой связи при помощи судебных запросов. В таких делах судьи часто принимают решения на собственное усмотрение. Большая часть случаев мошенничества в электронном банкинге не доходит до гражданского судопроизводства – клиенты просто не хотят тратить средства и время на ведение судебного дела. Так или иначе, я бы посоветовал обращаться в полицию, чтобы методы мошенничества не проходили мимо них».

Советы Александра Голубева, возглавляющего юридическое управление СДМ-Банка:

«Перед тем как спорить с банком, проверьте – не были ли ваши действия причиной списания. Может быть, вы недобросовестно хранили карту и данные. К примеру, если вы на карте маркером написали пин-код, то рассчитывать на возврат средств финорганизацией не стоит. Далее направляйте претензию банкирам. Лучше позвоните в колл-центр. Во-первых, вам оперативно заблокируют карту. Во-вторых, вы всегда сможете затребовать в суде запись разговора, доказывающую ваши добросовестные действия. Записи разговора может уже не остаться, но у телефонного оператора сохранится информация, что вы связывались с банком. Решение о возврате денег зависит от политики конкретной кредитной организации. Но если со стороны картодержателя не было серьезных нарушений, банкиры не будут сопротивляться и вернут украденное».

Советы Григория Колесникова, являющегося юристом Европейской юрслужбы:

«Если человек не в курсе, когда, кто и где снял у него денежные средства, сначала нужно обратиться в органы правопорядка по месту жительства. Далее можно разбираться с банкирами. Главным документом здесь является договор на карту. Финучреждение может проводить транзакции по распоряжению клиента. Когда банк что-то нарушил, то картодержатель как потребитель, исходя из статьи 29 ФЗ «О защите потребительских прав», может рассчитывать на неустойку, компенсацию морального ущерба. Также банк может быть оштрафован на сумму 50% от искового требования за то, что он не стал удовлетворять его добровольно».

Автор: Скачать бесплатно на любую на тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *