Тема: Финансы


Теги:

17.08.1998 г. Сергей Кириенко, который тогда возглавлял кабинет министров, заявил о реализации комплекса мер, которые направлены на нормализацию бюджетной и финансовой политики страны. По сути, это означало дефолт и резкую девальвацию рубля.

Россиян и зарубежных инвесторов в том же заявлении извещали о введении с этого дня плавающего курса российской валюты, приостановке торгов ГКО/ОФЗ, временном вводе ограничений для резидентов России на осуществление валютных сделок капитального характера и контроле за оттоком валюты за рубеж.

Хронология финансового кризиса

Финансовые трудности не покидали страну в течение всего времени с момента развала СССР в 1991-ом. Для «затыкания» постоянно возникающих в бюджете дыр российское правительство вынуждено было все время прибегать к зарубежным кредитам. Правда, гарантировать погашение долга власти не могли. Итогом столь недальновидной финансовой политики и бюджетирования стал гигантский госдолг. Резервы ЦБ составляли к 1998-ому $24 миллиарда, задолженности перед нерезидентами на фондовом рынке и рынке ОФЗ/ГКО – свыше $36 миллиардов. Общий размер платежей правительства в пользу нерезидентов приближался к $10 миллиардам в год. Бюджетный дефицит по итогам 1997-го составлял 7,4% от величины ВВП, а по итогам первой половины 1998 года – 6,2% от размера ВВП.

В начале 1998-го ситуация начала быстро ухудшаться. В развивающихся странах разразился азиатский кризис. Зарубежные инвесторы начали выводить деньги с фондовых рынков развивающихся стран, стремительно возросла оценка инвестиционных рисков в России. Одним из последствий финансового кризиса стало быстрое удешевление сырьевых товаров. Особенно чувствительным для нашей экономики оказалось снижение стоимости нефти: баррель за год подешевел в полтора раза – в конце декабря 1998 года за него давали лишь $9,6.

В середине лета 1998-го в экономике России наступила острая фаза рецессии. 5 августа правительство решило резко – с 6 до $14 миллиардов – увеличить лимит внешних заимствований государства в текущем году. По сути, это решение продемонстрировало невозможность финансирования госбюджета из внутренних источников. На следующий день отечественные валютные обязательства показали минимальные значения на мировых рынках.

11 августа рухнули котировки ценных бумаг российских эмитентов. Падение котировок акций в РТС было больше 7,5%, так что пришлось остановить торги. Банки весь день активно покупали валюту, а к вечеру пришло известие о приостановке операций некоторыми крупнейшими кредитными учреждениями.

  Дюжина советов по достижению финансовой состоятельности

13 августа агентства S&P и Moody’s понизили долгосрочный рейтинг России. Прошла экстренная встреча Михаила Задорнова, министра финансов, и Сергея Алексашенко, зампреда ЦБ, с представителями крупнейших банков страны. Правительство сказало, что поддержание рынка ГКО и валютного рынка – дело самих банков.

14 августа Борис Ельцин сказал: «Девальвации не будет. Об этом я говорю твердо и четко. И тут нет моих личных фантазий, все это просчитано». Тем не менее, три дня спустя Сергей Кириенко сделал уже упомянутое заявление о фактическом дефолте.

Выполнение обязательств по отношению к нерезидентам по кредитам, залоговым операциям и операциям на срочном рынке приостановилось на 90 дней. Торговля ГКО прекратилась. Центробанк объявил о том, что переходит к плавающему курсу нацвалюты в рамках валютного коридора. Это заявление вызвало падение «деревянного» в полтора раза.

Через несколько дней с момента выступления Кириенко к экономическому кризису добавился кризис политический: 21 августа думские фракции выступили с требованиями об отставке кабинета министров. Два дня спустя президент отправил в отставку Кириенко и возложил выполнение обязанностей главы правительства России на Виктора Черномырдина. Но Госдума его кандидатуру не пропустила, в итоге под давлением думского большинства было создано правительство по руководством Евгения Примакова. Сменился и глава Госбанка: 11 сентября Сергей Дубинин ушел в отставку, его сменил Виктор Геращенко.

Чья вина

За прошедшие 17 лет о причинах кризиса было сказано очень много. В сложившейся ситуации обвиняли и Бориса Ельцина, и Сергея Кириенко с его правительством, и руководителей Центробанка и Минфина, и МВФ, который отказался предоставить нашей стране стабилизационный заем, и Михаила Горбачева, допустившего развал Союза.

Чтобы расследовать причины кризиса, была сформирована специальная комиссия, установившая, что непосредственная причина решений, принятых в тот злополучный день, – это отсутствие у правительства России средств, которые были необходимы для исполнения обязательств по ГКО, и невозможность привлечь для этого новые займы.

Причиной же образования долгового кризиса, по выводам комиссии, явилось завышение доходности гособлигаций практически с начала их размещения, что вызвало осуществление пирамидального принципа погашения накапливаемого госдолга, в соответствии с которым для обслуживания обязательств по размещенным бумагам эмиссировались новые бумаги. Это должно было неизбежно привести к саморазрушению выстраиваемой на таких принципах системы госзаимствований и банкротству государства.

  Банковские карты с индивидуальным дизайном

Виноватыми в развитии в стране настолько масштабного кризиса спецкомиссия признала Кириенко, Задорнова, Дубинина, Алексашенко, Гайдара и Чубайса. Все они при принятии решений превысили полномочия и должны были нести личную ответственность за последствия дефолта.

Спустя 17 лет после тех событий большинство политиков и экономистов единодушны во мнении, что причина кризиса заключалась не в конкретных действиях главы правительства или руководителя Центробанка, а в неверной политике властей, проводимой ими после распада Союза.

«Возможно ли было предотвратить обрушение цен на нефть? Конечно, нет. Возможно ли было не допустить бюджетного дефицита? Наверное, да. Но для этого правительству следовало бы вести себя иначе. Если бы до 1996-го проводилась какая-то иная политика, возможно, дефолта бы не случилось. Но 10 августа любые действия для предотвращения августовского дефолта были уже бесполезны», – считает господин Алексашенко.

Его поддерживает и Олег Вьюгин, в тот период – замминистра финансов: «Наверное, нужно было примерно за год до «черного августа» отпустить курс рубля или хотя бы отменить коридор и использовать более гибкое курсообразование – не плавающее, конечно, но более гибкое, отказаться от конкретных обещаний, на которых основывались все курсы», – перечислил он меры, способные предотвратить дефолт.

Против России сыграл и политический кризис, назревавший в стране. Госдума, находившаяся под контролем коммунистов, часто просто не пропускала законопроекты, которые могли мы изменить ситуацию. «Кириенко утвердили премьером только спустя месяц после президентского назначения, до этого Дума два раза отвергала его кандидатуру. И лишь на третий раз дала добро, опасаясь роспуска. Правда, потом депутаты отыгрались – не одобрили ни одного правительственного предложения по изменениям в бюджете. Ни предложение по налогам, ни по изменению объемов госрасходов не прошли. Много усилий правительства, стремящегося сформировать программу, уходило на преодоление этих вещей. А смысл программы состоял в том, чтобы не девальвировать нацвалюту и не допустить банкротства по ГКО», – вспоминает господин Дубинин.

Последствия

Конечно, у большинства россиян от кризисных воспоминаний остались только очереди в обменники и банки, стремительное подорожание товаров (особенно импортных), а также шок от утраты сбережений. Первыми последствиями «черного августа» стало обесценение рубля, значительное падение производства и доходов населения, огромный скачок инфляции. Россиянам в апреле 1999-го задавали вопрос: «Боитесь ли вы лишиться нажитого вами из-за каких-то потрясений или неблагоприятных изменений в обществе?» И на первое место респонденты поставили ответ: «Не боюсь, поскольку лишаться уже нечего».

  Как взять заем на неотложные нужды

Однако сегодня надо признать, что без того дефолта невозможно было бы дальнейшее развитие экономики России. Многие экономисты уверены, что как раз дефолт помог государству разрешить политический кризис. «Михаил Задорнов (глава Минфина при премьерах Кириенко и Примакове) предложил на рассмотрение реальный бюджет, и Евгений Примаков, обратившись к своим, по сути, единомышленникам в ГД, настойчиво попросил его принять. И наконец-то ГД приняла рациональное решение. Дефолт, таким образом, решил проблему, которая была неразрешима в течение долгого времени – удалось утвердить бюджет», – рассказывает господин Дубинин.

Послекризисная рецессия в РФ была краткосрочной и вскоре сменилась масштабным ростом ВВП. Курс рубля начал фактически целиком формироваться рынком. Правда, это привело к кратковременному всплеску инфляции, в остальном же эта мера оказала позитивное влияние на экономику. Отечественные предприятия, несущие расходы в рублях, стали конкурентоспособнее как внутреннем рынке, так и на мировом.

Также власти перестали практиковать ограничение денежного предложения через неисполнение социальных обязательств (это постоянно делалось в начале девяностых). В результате всего за полтора года объем долгов по зарплатам бюджетников снизился практически втрое. Это нормализовало ситуацию в финансовом секторе и повысило доверие к действиям государства.

В последефолтные годы значительно возросла бюджетная дисциплина. Госбюджет на 1999-ый имел дефицит в 2,5% от российского ВВП (годом ранее этот показатель был 4,7%). Также власти решили больше не финансировать дефицит госбюджета с помощью крупных заимствований, так как данная мера, во-первых, не дает необходимого антиинфляционного эффекта, во-вторых, подрывает экономическую стабильность.

В общем, кризис заставил заработать запущенные до этого рыночные механизмы. Дефолт сделал то, на что не решалось ни одно правительство. А результатом роста нефтяных цен, начавшегося через некоторое время, и снижения расходов госбюджета стало то, что уже в следующем году реальный ВВП страны увеличился на 8%, а в 2000-ом рост экономики составил уже целых 10%.

Автор: Скачать бесплатно на любую на тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *