ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

 

Налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% суммы начисленного НДС (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков).

Источником информации о размерах исчисленного налога и вычетов, естественно, послужат сданные в налоговый орган декларации по НДС.

 

Примечание

Отметим, что иногда на практике налоговые органы просят налогоплательщика пояснить причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС. Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ

 

По критерию значительных налоговых вычетов проверяются только плательщики НДС.

Поэтому "спецрежимники" (плательщики ЕСХН, налога при УСН и …
исключительно ЕНВД) данный критерий не применяют. Ведь они не являются плательщиками НДС и заявлять его к вычету не могут (п. 1 ст. 171, п. 3 ст. 346.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11, абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

 

РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

 

В п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков установлено, что доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы НДС определяется за период 12 месяцев.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Поскольку налоговики будут определять этот показатель на основании деклараций, то они, скорее всего, будут использовать данные, указанные в декларациях за последние четыре квартала.

Поэтому, налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

 

Например, организация "Альфа" в мае 2014 г. определяет долю вычетов по НДС в общей сумме исчисленного налога. Для этого ей нужно взять сведения о сумме начисленного НДС и размере вычетов из налоговых деклараций по НДС за II, III и IV кварталы 2013 г. и I квартал 2014 г.

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ ДОЛЮ ВЫЧЕТОВ ПО НДС И СРАВНИВАЕМ ЕЕ С УСТАНОВЛЕННОЙ

 

Чтобы определить долю вычетов в общем размере исчисленного налога за 4 квартала, нужно выполнить следующие действия.

Шаг 1. Сложить сумму начисленного НДС (до применения вычетов) за четыре последних оконченных квартала.

Шаг 2. Сложить суммы вычетов за четыре последних оконченных квартала.

Шаг 3. Разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.

Формулу расчета можно представить следующим образом:

 

ДВоп = (ВКВn1 + ВКВn2 + ВКВn3 + ВКВn4) / (НКВn1 + НКВn2 + НКВn3 + НКВn4) x 100%,

 

где ДВоп — доля вычетов в общей сумме исчисленного НДС за определяемый период;

ВКВn1… ВКВn4 — величина вычета за соответствующий квартал, относящийся к расчетному периоду;

НКВn1… НКВn4 — величина исчисленного НДС за соответствующий квартал, относящийся к расчетному периоду.

После того как доля вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала будет определена, следует сравнить ее с долей вычета, которая установлена Приказом.

 

Результаты сравнения доли вычета

по данным налогоплательщика

и установленного размера доли вычета

 

Если… То…
ДВоп >= 89% высока вероятность включения налогоплательщика в план выездных проверок
ДВоп < 89% показатель по данному критерию не заинтересует налоговый орган

 

Например, у организации "Альфа" по декларациям по НДС за II, III и IV кварталы 2014 г., а также за I квартал 2015 г. общая сумма исчисленного налога составила 46 718 600 руб., а общая сумма вычетов, заявленных в этих декларациях, — 41 657 200 руб.

Таким образом, доля вычетов, заявленных в декларациях за четыре квартала, составила 89,17% (41 657 200 руб. / 46 718 600 руб. x 100%).

Следовательно, доля вычетов превышает предусмотренный налоговыми органами норматив 89%. Поэтому есть вероятность включения организации "Альфа" в план выездных проверок.

 

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ТЕМП РОСТА РАСХОДОВ

 

Как следует из названия критерия, налоговиков интересует, не превышает ли рост ваших расходов рост ваших доходов от реализации. То есть не растут ли ваши декларируемые реализационные расходы быстрее ваших реализационных доходов, которые вы показываете в отчетности (абз. 1 п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков).

Однако не все так просто. В тексте п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков заложено противоречие, которое дает налоговикам основание определять критерий по-разному.

КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ

 

Критерий опережающего темпа роста расходов относится только к организациям, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль организаций. Это прямо следует из п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков.

В связи с этим его не применяют индивидуальные предприниматели. Также его не применяют и организации, уплачивающие ЕСХН, УСН и ЕНВД. Ведь они освобождены от уплаты налога на прибыль организаций (абз. 1 п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, абз. 1 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

 

РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

 

В п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков, приведенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, не раскрывается, за какой период следует выявлять опережающий темп роста расходов: за год, полугодие, квартал или месяц.

Отметим, что декларация по налогу на прибыль подается каждый квартал, а некоторыми налогоплательщиками ежемесячно. Также за год подается годовая декларация (ст. ст. 285, 289 НК РФ).

В свою очередь, бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации представляют только за год (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

 

Например, организация "Альфа" в марте 2015 г. решила определить темп роста по предыдущим годам. Для этого ей потребовались декларации по налогу на прибыль за 2014 и 2013 гг., а также бухгалтерская отчетность за 2014 и 2013 гг.