ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Образование деепричастий

 

Несовершенный вид Совершенный вид
читать читают чита-} у я рисовать рисуют рису- [ кричать кричат крич- 1 слышать слышат слыш- | прочитать прочитал прочита- закрыть закры-л закры-. испечь испёк испёк-засохнуть засох засох-запереть запер запер- в(или) • ши
1. Деепричастия образуются от основы неопределённой формы глаголов, у кото­ рых в основе настоящего времени суф­ фикс -ва- …
выпадает: узнавать узна­ вая, вставать вставая, издавать издавая, 2. От глагола быть образуется дееприча­ стие будучи. 3. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов на -чь (стричь), -ну- (пахнуть, гнуть), от глаголов бе­ жать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать, шить и некоторых других
1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы бу­ дущего простого времени некоторых глаголов посредством суф­ фикса -а или -я: прочтут прочтя, увид-ят увидя. Иногда употребляются обе формы: принести принёсши принеся; отметиться отметившись отметясь. 2. У глаголов с основой на д и т деепричастия образуются или от основы простого будущего временихпри помощи суффикса -я: приобрести/^— приобретут приобретя; привести приве­ дут приведя, или от основы прошедшего времени при помо­ щи суффикса >вшц (д и т в таком случае выпадают): сесть сел севши

1. Деепричастие несовершенного вида обозначает
незаконченное добавочное действие, одновременное с дей­
ствием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замед­
лял ход, подходяк станции,

Деепричастие совершенного вида обозначает доба­вочное действие, предшествовавшее действию, выраженно­му глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увиде­ли изумительную панораму.

2. В личных предложениях деепричастия относятся к
глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие под­
лежащего: Волны шумят, ударяясьо скалы (глагол и дее­
причастие обозначают действия подлежащего: волны шу­
мят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено,
например, такое предложение: Найдя лодку, радость охва­
тила туристов.
Поскольку деепричастие обозначает доба­
вочное действие подлежащего, то получается бессмыслица
(«нашла лодку радость»). Это предложение следовало по­
строить так: Найдя лодку, туристы обрадовались или Ко­
гда туристы нашли лодку, они обрадовались.

Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второ­степенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или причастием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело по­дёргиваяи почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер, спавший, опер­шись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.)

3. В безличных предложениях деепричастие может
употребляться только тогда, когда оно указывает на дейст­
вие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвра­
щаясь
домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.)
(= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно бы­
ло переезжать Подкумок). 2) Изучая иностранный язык,
необходимо много читать
(= тот, кто изучает иностран­
ный язык, должен и много читать). 3) Не любя, невоз­
можно понять жизни.
(М. Г.) (= тому, кто не любит жиз­
ни, невозможно и понять её).

322. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного ви­да. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть,

признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать,

стрекотать, мёрзнуть, волноваться.

П. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сбе­речь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встре­тить, унести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

323. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоеди­
ните одно из двух указанных предложений. Объясните, почему
вами выбран тот или другой вариант.

1) Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, … а) множест­во птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз броси­лось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Со­бираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все де­тали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5) Подъезжая к станции, … а) пассажиры забеспокоились
и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Наби­
рая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному
перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных
столбов.

324. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Подчеркните обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

1) Пр..слушавшись таинстве..ый посетитель вошёл в комнату. 2) Почему(то) испытывая доверие к (не)из-вес(?)ному Иван первоначально зап..наясь и робея а потом осм..лев начал ра..каз..вать вчерашн.. историю на Патри­арших прудах. 3) Пов..нуясь жестам человека в ка-пюш..не один из палачей взял копьё. 4) (Н..)добившись толку в коми..и.. добросовес(?)ный Василий Степанович^) решил побывать в филиале её помещавшемся в Ваганьков­ском переулке. 5) Проснувшись Маргарита (не)заплакала как это бывало часто потому(что) проснулась с пред­чувствием что сегодня наконец что(то) произойдёт.

6) (Н..)(о)чём (н..)размышляя Маргарита торопливо побе­
жала из Александровского сада вон. 7) Ск..льзнув к треть-

ему этажу Маргарита загл..нула в крайн.. окно завеш..ое лёгонькой тёмной шторкой.

(М. Булгаков)

325. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите обо­
собленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и дее­
причастными оборотами. Найдите историзмы, определите их
роль в тексте.

Напротив Сигурда вдруг рухнул снег обн..жив чёрную пустоту откуда п..хнуло звери..ым жаром и огромная мед-веж(?)я голова появилась в проёме. Секунду зверь пр..нюх..вался дёргая чёрным носом потом подобрался и взревев начал (не)спешно подн..мат(?)ся (на)дыбы. Сигурд отбросил собол(?)ю шапоч(?)ку оставшись в кольчужном наголовье выхват..л меч(?) и в тот момент когда зверь выпр..милея подняв лапы бросился вперёд в его об(?)ятья (с)разбега вс.див меч(?) по рукоять. Медведь взревел об­лапал ю..оп1у всей тушей. Сигурд устоял на ногах с силой оттолкнув зверя по кольчуге бе..ильно проскрипели когти. (Б. Васильев)

326. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построе­
нии деепричастных оборотов. Спишите предложения, исправ­
ляя их.

1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Реви­зор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персо­нажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашива­ется вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничто­жено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в ко­чегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.

327. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится
этот текст, определите его стилистическую принадлежность.
Составьте план текста. Спишите 2-ю часть, расставляя недостаю­
щие знаки препинания. Постройте схему выделенного предло­
жения.

I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная нежели умение стандартно пользоват(?)ся так называемы­ми правилами стихосложения…

Здесь я хотел(бы) привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «(Не)сжатая полоса». Как вы помн..те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская поло­са. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на рабо­те и тяжко заболел.

Я изложил это событие довольно точно но в моей пе­редач.. оно всё же (не)производит ровно (ни)какого впечатления.

В да..омслучае я этосделал нарочно сделал для того чтобы показать как много завис..т от поэта от того духов­ного поэтического «вклада» который он внос.т в жиз-не..ый материал положе..ый в основу произведения.

П.Теперь посмотр..м как это же событие воспринял и передал читателю Некрасов…

С первых же строк вас б..рёт за сердце какая(то) щемя­щая боль хотя вы вначале может быть даже и (не)зна.-те для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой од-.нокой крестьянской полоске котор..ю и буря б(?)ёт и заяц топч..т и птицы разоряют.

И чем дальше вы чита..те тем всё ощ..тимей всё ярче встаёт перед вами образ русского мужика задавле..ого нуж­дой и (не)посильной работой и не только образ да..ого кон­кретного мужика о котором говорит(?)ся в стихотворении но и образ всех подобных ему образ тогдашней деревни под­невольной нищей раз..рё..ой тёмной…

Дело всё в том что Некрасов за казалось бы рядовым (не)значительным фактом увид..л гораздо больше того что можно увид..ть при поверхностном рассмотрен.. . Светом своего поэтического таланта он проник в него и осв..тил те его стороны которые на первый взгляд были незаметны. Он нашёл в своём сердце такие взв..лнова..ые такие прон..кно-ве..ые поэтические слова которым нельзя (не)поверить. Это были слова глубоко прочувствова..ые выноше..ые слова ес­ли хотите выстрада..ые. Это были те единстве..ые (незаме­нимые слова при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то что хо­тел сказать Некрасов. (М. Исаковский)

328. Спишите. С выделенными словами составьте словосоче­тания.

Дистиллированный, компоновать, комбинировать, сле­дующий, будущность,свед-.щий (человек), а..нулировать,апеллировать, мультипликационный (фильм), стипендия, кол..квиум, с.нсация, с.нсационный, с.лекция, с.лекци­онный.

НАРЕЧИЕ

329. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксиче­скую роль. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных наречий.

1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно.Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна. 2) Справа,шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоконад лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич часто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось заново.7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннемубагрового, догорала над сте­пью. (А. Н. Толстой)

§ 56. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Буквы н и нн

В наречиях на -о и пишется одно н, если они образова­ны от прилагательных с одним н, и пишется нн, если наре­чия образованы от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причас­тий), например: путано отвечать (путаный ответ); ис­кренне сожалеть (искреннее сожаление); говорить обду­манно (обдуманная речь).