Журнально-ордерная форма

На протяжении более трех десятилетий журнально-ордерная форма была и пока остается наиболее распространенной формой учета.

В относительно короткий срок она завоевала всю страну, что во многом объясняется ролью и действием Министерства финансов.

Некоторые ученые утверждали, что форма носит надуманный, искусственный характер и внедрили ее в принудительном порядке.

Однако в регистрах этой формы расписан каждый шаг бухгалтера, определено точное место для каждой записи. В этом и достоинство, и недостатки этой формы.

Важное условие для внедрения журнально-ордерной формы заключалось в том, что она соответствовала в то время требованиям новой системы управления. Журнально-ордерную форму следует рассматривать в 2-х аспектах:

— техническом

— социально-экономическом.

Журнально-ордерная форма представляла неотъемлемую часть плановой …
системы управления (социально-экономический аспект). Внедрение ее было подготовлено: всеобщая государственная собственность в стране, государственная регламентация всей экономической работы — планирование, статистика, бухгалтерский учет. Она вписывалась в административно-командную систему управления в качестве важнейшей цели бухгалтерского учета.

Организационно-техническая сторона журнально-ордерной формы заключалась в унификации документации, создании единого плана счетов, отражении дебетовых оборотов для аналитического учета.

Она была официально рекомендована Министерством Финансов СССР.

В 1986г. Мин торгом СССР было утверждено 9 форм журналов-ордеров, в которых по каждому журналу-ордеру были указаны особенности ведения записей.

Переход на рыночные отношения, проведение коммерциализации и приватизации предприятий привели к кардинальному пересмотру взглядов на методологию и систему организации учета, включая формы учета.

Министерство Финансов СССР разработало типовые формы журналов-ордеров (15) и ведомостей к ним (8). (Письмо Министерства торговли РСФСР от 10.08.80 № 0237, письмо Минфина РФ № 59 от 24.07.92 г.).

С резким возрастанием числа ООО и других организационно-правовых структур на основе журнально-ордерной формы была разработана упрощенная система учета для малых предприятий. (Письмо Минфина СССР от 02.07.91 г.).

Журнально-ордерная форма построена по принципу ведения журналов-ордеров.

Журналы-ордера сочетают в себе хронологическую и систематическую запись.

Журналы-ордера ведут по кредитовому признаку.

Журналы-ордера состоят из 2 частей: правая сторона — регистр непосредственно журнал-ордер, левая — дебетовая ведомость для расшифровки дебетовых оборотов.

В журнале-ордере записывают: сальдо начальное, суммы по дебетуемым и кредитуемым корреспондентским счетам (в порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному счету и валютному счету в банках регистрируются в журнале-ордере по кредиту, а в ведомости — по дебету).

Итоговые данные в конце месяца заносят в Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс.

В тех случаях, когда остатки по бухгалтерскому учету в сальдовом балансе необходимо показать по нескольким статьям, запись производится на основании учетных регистров.

Главная книга открывается на 1 год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки произведенных записей, правильности и для составления сальдового баланса.

Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету — в корреспонденции с кредитуемыми счетами (развернуто).

При использовании журнально-ордерной формы учета отпадает необходимость в составлении шахматной контрольной ведомости и шахматного баланса.

Главное достоинство этой формы состоит в экономической группировке операций и в ограничении записей данных об этих операциях.

Существенным недостатком журнально-ордерной формы является ведение записей в учетных регистрах вручную.

 


Оборотная ведомость по аналитическим счетам
Главная книга


Картотека аналитических счетов
Журналы- ордера
Группировочные накопительные ведомости


Кассовая книга
Первичные и сводные документы

Схема журнально-ордерной формы учета

Недостатки:

1. Нет органического совмещения синтетического и аналитического учета;

2. Не всегда соблюдается принцип взаимосвязи и взаимоконтроля регистров;

3. Журналы-ордера громоздки по своему построению.

Упрощенная форма

На малых предприятиях бухгалтерский учет ведут специалисты или работники бухгалтерий. Министерство Финансов СССР Письмом № 40 от 02.07.91г. «Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях» рекомендовало для ведения бухгалтерского учета на малом предприятии специальные учетные регистры упрощенной формы.

Малым предприятиям с простым хозяйственным процессом производства предложено применять упрощенную форму учета. Для этого на основе типового Плана счетов малые предприятия составляют собственный рабочий план счетов, который позволяет вести учет имущества, его обязательств на основе главных для предприятия счетов. Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 №64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Сущность данной формы состоит в том, что регистрация первичных учетных документов, определение себестоимости продукции и выявление финансового результата, проводится в одном бухгалтерском регистре — книге учета хозяйственных операций (форма К-1)

Книга учета хозяйственных операций является комбинированным учетным регистром, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет

вести учет на каждом из них.

Основу упрощенной формы составляют 8 ведомостей:

В-1 — по учету основных средств

В-2 – по учету производственных запасов

В-3 – по учету затрат

В-4 – по учету денежных средств и собственных ресурсов

В-5 – по учету расчетов

В-6 — по учету продаж

В-7 — по учету расчетов с поставщиками

В-8 — по учету расчетов по оплате труда

Условия применения данной формы: имущества немного, производство и хозяйственная деятельность несложны. Операций мало.