Жорж Дюмезиль: трехфункциональная теория


Дюмезиль занимался этнографическими полевыми исследованиями в Турции и на Кавказе, изучая этнические группы турок, убыхов, абхазов, армян, и особенно осетин.

Основная концепция Дюмезиля получила название «трехфункциональной теории». На создание этой теории его натолкнула структура Нартского эпоса, сохранившегося у ряда кавказских народов, и особенно у осетин. Осетинское общество, восходящее корнями к аланам, сарматам и скифам, сохранило свойственную древнему эпосу тройственную структуру, согласно которой все члены общества делятся на священников-жрецов, воинов и скотоводов. …
Эта трехчастная модель является определяющей для структуры мифа, религиозных обрядов и социально-политического устройства. Отталкиваясь от осетинской модели, Дюмезиль проделал колоссальную работу по сравнительному анализу мифологий и религий, а также социально-политических систем древних индоевропейских этносов – ведических ариев, древних скифов, сарматов, парфян, римлян, герков, славян, кельтов, германцев, хеттов и т.д. – и установил, что трехчастная модель встречается практически у всех этих этносов.

Дюмезиль относится к структуралистской школе антропологии и истории религии и склонен толковать исторические хроники как форму развертывания мифологического сознания. Этот метод получил название «антиевгемеризма». Дюмезильсчитает, что миф первичен, склонен интерпретировать истории про ряд исторических деятелей как особую версию изложения мифа в исторической форме. Разбираемые им темы относятся к той форме общества, которую мы называем «народом/лаосом» в этносоциологическом смысле. Социальная стратификация – это явление, которое характеризует первую производную от этноса, т.е. народ. Выделение трехчастной модели общества заведомо может относиться только к народу, так как в этносе (в чистом виде) преобладает социальное равенство и стратификация почти полностью отсутствует.

В исследованиях приходит к выводу, что в Индии, у германских народов, в осетинском и шире, северо-кавказском, В Нартском эпосе, у иранцев и греков – повсюду мы сталкиваемся с одной и той же картиной: трехчастная модель складывается из наложения алогенных этносов (с явными кочевыми воинственными чертами), составляющих основу двух высших функций (жрецов и воинов), на местное население аграрного типа. Третья функция (преимущественно тружеников-крестьян) соотносится с особым типом божеств, обрядов, свойств, символов, хозяйственных практик, ценностных установок и характерных признаков.