Живучие бактерии

Задача N 36. 0Однажды известный бактериолог Луи Пастер узнал, что в местах захоронения овец, умерших от сибирской язвы, спустя двенадцать лет были обнаружены возбудители этой болезни. То, что эти бактерии столь длительное время сохраняли на поверхности свои болезнетворные свойства, противоре-

чило всем известным фактам. В чем же причина?

 


Творческое мышление

Несомненна исключительная важность этого качества для постановки творческой Цели, для выявления и решения конкретных задач, необходимых для ее достижения, для оценки возможных последствий достижения Цели и перспектив работы.

 

Анализ творческих биографий позволяет выявить характерные составляющие творческого мышления. Так, для него характерна диалектичность мышления0, т.е.1 видение объектов (фактов, по1нятий) в …
развитии, видение их противоположных сторон, 1способность выявлять и преодолевать противоречия, возникаю1щие в процессе развития. 0Сознательно или неосознано эти свойства мышления проявляют все выдающиеся творцы науки и техники.

Одним из наиболее последовательно использовавших диалектику в творчестве, был И.А.Ефремов. В статье некоторые соображения о биологических основах палеозоологии" он писал: "Сущность диалектического анализа биологических или палеонтологических и вообще всяких явлений заключается прежде всего во вскрытии двойственности, противоречивости всякого явления и всякого развития. В сочетании с историческим подходом анализ развития противоречий и единства противоположностей должен дать хорошие результаты." Эти слова он блестяще подтвердил собственными выдающимися достижениями от создания нового научного направления в палеонтологии (тафономии), до исследования проблем далекого будущего.

Следующей важной особенностью творческого мышления является системность мышления0, т.е. 1видение многообразия свойств 1и взаимосвязей между различными объектами (фактами, понятия1ми). 0По поводу этого русский химик Л.А.Чугаев писал: "…из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявления, два кажется, являются наиболее показательными это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко отстающими друг от друга и ничем не связанными по крайней мере до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана… Эти черты мы как раз и находим у Менделеева." Этой же особенностью мышления в полной мере обладали такие выдающиеся личности, как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, О.Ю.Шмидт, В.М.Бехтерев, И.А.Ефремов и многие другие.

Не менее важна роль развитого воображения0, о котором уже упоминалось в главе 4.

Человеческое мышление сковано множеством стереотипов, которые заставляют действовать в определенных ситуациях стандартно, почти не задумываясь. И это жизненно необходимо во многих ситуациях. Представьте, если бы, скажем, пожарные, приехав на пожар, раздумывали, как им поступить на этот раз, или, если бы врачи каждый раз пытались по новому лечить одну и ту же болезнь…

Иначе обстоит дело в творчестве, которое всегда прорыв в неизвестность, требующий новых представлений о предмете, поиска новых путей. Здесь стереотипы мышления из помощника превращаются в коварного врага, нашептывающие, что так никто не делает, это считается невозможным, так нельзя… И вот появляются паровозы с механическими ногами, электродвигатели, подозрительно напоминающие паровые машины и т.п.

Ярким примером вредного влияния стереотипов мышления на творчество является история открытия пенициллина.

С конца прошлого века микробиологи бились над созданием лекарств против болезнетворных микробов. Исследователям очень сильно досаждала плесень извечный враг микробиологических лабораторий. Проникая в колбы, она уничтожала микроорганизмы, срывая эксперименты, уничтожая с трудом выращенные культуры… Ученые всеми средствами пытались избавиться от нее. И только незаурядное воображение А.Флеминга позволило ему в 1928 году преодолеть сложившийся стереотип и увидеть в заурядной плесени могучее лекарство.

В главе 4 уже рассматривалась 1важная роль научно-фан1тастической литературы в развитии воображения. 0Кроме того, 1существуют специальные приемы и методы развития воображения, 1которые, наряду с приемами и методами развития остальных 1составляющих творческого мышления, составляют обширный арсе1нал ТРИЗ0. Теория решения изобретательских задач является на сегодня уникальным средством развития творческого мышления.

Поскольку настоящая книга посвящена общим проблемам творческой личности, то автор счел возможным ограничиться лишь небольшими выдержками из ТРИЗ элементарными приемами решения творческих задач (см. разделы "Наука побеждать") и некоторыми дополнительными упражнениями (см. Приложение 2).

Для серьезного развития составляющих творческого мышления необходимо начинать систематическое изучение ТРИЗ. Список литературы по ТРИЗ приведен в Приложении 4.

И, наконец, творческим личностям присуща независимость мышления0. С одной стороны, для того, чтобы сказать новое слово в науке и технике, необходима собственная точка зрения, независимая от авторитетов. Достаточно вспомнить уже упоминавшиеся открытие теплой сверхпроводимости и создание самолета, сделанные вопреки мнению авторитетных специалистов.

С другой стороны, необходима независимость от собственных взглядов и убеждений, т.е. способность признавать свои ошибки и заблуждения: без этого немыслимо продвижение вперед. Пожалуй, лучше всех по этому поводу высказался М.Фарадей: "Я готов признать, что могу во многом ошибаться, никому не дано быть абсолютно правым в физической науке, по сути своей находящейся в стадии становления и изменения."

Право на независимость мышления приходится отстаивать порой очень решительными действиями. Например, Ж.-И.Кусто, решив полностью посвятить себя науке, задумал организовать полностью независимую и самофинансируемую исследовательскую организацию. Причина: никто не сможет оказать давление и повлиять на направления исследований. Независимость, особенно важную при экологических исследованиях океана, Кусто строго блюдет и по сей день. Так, в ассоциацию "Фонд Кусто", насчитывающую 260 тыс. членов, не имеют права вступать люди, занимающиеся коммерческой деятельностью.

1Основные пути развития независимости мышления косвен1ные: через самообразование "по Циолковскому" и развитие 1остальных составляющих творческого мышления.

Кроме выше перечисленного, творческое мышление включает в себя определенное мировоззрение0. Оно индивидуально для каждой личности, но содержит и общие черты: признание познавае-

мости мира, бесконечности процесса познания и его важной роли в развитии человечества, признание в качестве единственных критериев истины научно установленные факты.