Жертвоприношение и «проклятая часть»


Через жертвоприношение член этноса доказывает как свою принадлежность к этносу, так и укрепляет персональные позиции, демонстрируя свое могущество.

Социолог Жорж Батай, опираясь на идеи Мосса о жертвоприношении, развил на их основании концепцию «проклятой части». Батай считает, что архаическое общество, этнос основан на базовой идее баланса противоположностей, сдвиг которого в любую сторону, рассматривался как «угроза». Выражением этой угрозы была «проклятая часть» в любом произведенном продукте или в приобретениях этноса — та самая …
«лихва», «излишки», которые подлежали уничтожению в потлаче.

По Батаю, этнос обладает ясной интуицией «опасности», заложенной в «прибавочном продукте», в накоплении и процессе рационализации социальных и хозяйственных практик. Постепенно количество здесь перерастает в качество, и критическая масса «нового», «лишнего» ведет к изменению социальной модели этноса. Жертвоприношение служит именно для того, чтобы искусственно воспрепятствовать этому процессу и ритуально уничтожить «прибавочный продукт» на всех уровнях через отдание пищи, ценных предметов и орудий труда, войны и охоты «богам», «духам» и «предкам» и иррациональное безрассудное поведение во время оргиастических празднеств, сопровождающих обряд жертвоприношения или следующих за ним.

 

Этнокинетика.

Этнокинетика представляет собой область этносоциологии, которая исследует те состояния общества, в которых начинаются процессы качественного изменения этнической структуры, этноцентрума. В этнокинетике этнос перестает быть тождественным этносу. В этнокинетике структура этноцентрума принципиально изменяется, и, соответственно, меняется весь алгоритм этнического бытия, включая этническую интенциональность, этническое пространство, этническое время, этническую антропологию и т.д. Этнокинетика описывает стадию перехода от этнического общества к постэтническомуобществу.Это изменение следует принять за необратимый процесс, так как он предполагает надлом и разрыв основных этнических структур. Правда, в любой момент этнокинетики может произойти реверсивное движение назад, в сторону этноса.