Задания контрольной работы


Читайте также:
  1. A. Расчет контрольной суммы
  2. I этап работы с текстом документа.
  3. I. Задания для самостоятельной работы
  4. I. Задания для самостоятельной работы
  5. I. Задания для самостоятельной работы
  6. I. Общая характеристика работы
  7. I. Порядок выполнения лабораторной работы.
  8. I. Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы
  9. I. Режимы работы с документом
  10. I. Ход работы
  11. II. Задания для самостоятельной работы.
  12. II. Задания для самостоятельной работы.

Варианты контрольных работ

Вариант №1

1. Социология как наука об …
обществе: определение, задачи, функции, место социологии среди других наук об обществе.

2. Основными направлениями развития социологии в России являются:

1. Позитивистское направление

2. Географическое направление

3. Субъективный метод в социологии

4. Неокантианство

5. Неопозитивизм

Приведите имена наиболее ярких представителей каждого направления. Дайте краткую характеристику.

1. П.Л. Лавров

2. Л.И. Мечников

3. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

4. А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражицкий.

5. А.С. Звоницкая, К.М. Тахтаров, П.А. Сорокин.

 

Вариант № 2

1. Объект и предмет социологии.

2. Основными направлениями классической социологии (19-нач. 20 вв.) являются:

1. Позитивистское направление

2. Органическое направление

3. Марксистское направление

4. Понимающая социология и теория социального действия

5. Социологическая теория общества

Приведите имена наиболее последовательных ученых каждого направления, дайте направлению краткую характеристику.

1. О.Конт

2. Г. Спенсер

3. К. Маркс и Ф. Энгельс

4. М. Вебер

5. Э. Дюркгейм

 

Вариант № 3

1. Структура современного социологического знания.

2. К какому типу социальной мобильности
относится данная ситуация? Официальное банкротство коммерческого банка. Обоснуйте.

а) горизонтальная, групповая

б) вертикальная, восходящая, групповая

в) горизонтальная, индивидуальная

г) вертикальная, восходящая, индивидуальная

д) вертикальная, нисходящая, групповая

е) вертикальная, нисходящая, индивидуальная

Вариант № 4

1. Социологические законы: сущность, виды.

2. Расположите национальные (этнические) общности людей по степени их развитости:

Нация, племя, род, семья, народность. Дайте определения каждой общности, их отличия.

 

Вариант № 5

1. О. Конт как основоположник социологической науки.

2. Классифицируйте статусы, разместив их в таблице:

Король, пекарь, холоп, повар, министр, вождь, сантехник, старший сын, тесть, пастух, женщина, американец китайского происхождения

 

Предписанный (аскриптивный) статус Приобретенный (дискриптивный) статус
   

 



Вариант № 6

1. Г. Спенсер и органическая школа в социологии.

2. Установите соответствие, указав настоящего автора названных работ:

Автор Название работ
П. Сорокин «Протестанская этика и дух капитализма»
О. Конт «О разделении общественного труда»
М. Вебер   «Социальная культура и социальная мобильность»
Ф. Энгельс «Курс позитивной философии»
Э. Дюркгейм «Просхождение семьи, частной собственности и государства»

 

Вариант № 7

1.Социология марксизма: основные характеристики.

2.Дополните предложение:

а) организацию жизни социумов изучает…

б) индивидуальное поведение и внутренний мир человека изучает…

в) по мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе…

 

Вариант № 8

1. Э. Дюркгейм и его вклад в социологическую науку.

2. Назовите кто, когда, и в какой работе
впервые ввёл в употребление термин «социология»? Как называется направление в социологии, разработанное этим социальным философом? Чем оно отличается от существующих ранее направлений?

а) Э. Дюркгейм «О разделении общественного труда»

б) И. Кант «Критика чистого разума».

в) М. Вебер «Основные социологические понятия»

г) О. Конт «Курс позитивной философии».

д) П. Сорокин «Система социологии».

Вариант № 9

1. Социология М. Вебера.

2. К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда родители крестьяне, а сын — академик? Докажите.

1. к межпоколенной мобильности

2. восходящей мобильности

3. горизонтальной мобильности

Сущность стратификации заключается в:

1. разделении общества на классы (слои)

2. неравном распределении социокультурных благ и ценностей

3. в распределении власти

Вариант № 10

1. П. Сорокин и его влияние па развитие социологии.

2. Найдите в словарях определение понятий «система», «социальная система», «социальная система», «социальная связь», «социальное взаимодействие», «социальная жизнь». Что их объединяет, а что отличает?

 

Вариант № 11

1. Русская социология: основные направления.

2. В традиционном обществе поведение человека регулируется принципом «делай так, как делали до тебя», в модернистском – принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения, в постмодернистском – …? Допишите. На основе развития какой теории, какого социолога разработана концепция постмодернизма? Подумайте, какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства ваших знакомых, коллег по работе?

Вариант № 12

1. Общество как система и проблема его исследования.

2. Обоснуйте, чем отличается социальный престиж от социального авторитета личности, социальный статус от социальной роли? С чем связаны права и обязанности человека с социальным статусом или социальной ролью?

 

Вариант № 13

1. Социальные институты: сущность, виды, функции.

2. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов (выберите правильные):

1. права и привилегии

2. социальный статус

3. социальное богатство и нужда

4. власть и влияние

5. легальный или харизматический авторитет

6. обязанности и ответственность

Вариант № 14

1. Социальная организация: понятие, виды, типологии.

2. Классовая стратификация характеризует:

1. закрытое общество

2. открытое общество

Каков главный классовообразующий признак по К.Марксу?

1. отношение к средствам производства

2. степень богатства

3. характер труда

В чем специфика стратификационного подхода М.Вебера?

1. отрицание наличия классов

2. трехмерная стратификация

Вариант № 15

1. Личность в социологии, типология личности, статусно-ролевая концепция личности.

2. По типологии социальных организаций Н. Смелзера к какому типу (добровольной ассоциации, харизматической группе, бюрократической организации, учреждению тотального типа) относятся:

а) администрация города;

б) секта;

в) клубы кинологов, филателистов;

г) больница;

д) тюрьма;

е) военная казарма;

ж) монастырь.

 

Вариант № 16

1. Социальная стратификация: сущность, исторические типы.

2. В дореволюционной России сосуществовали направления социологии.

1. три основных направления

2.пять основных направлений

3. множество научных направлений

Назовите сколько, каких и дайте их отличия по схеме (цели, задачи, исследовательские подходы (принципы), методология и методы, концепции российского общества, социальный проект, механизм реализации социального проекта).

Вариант № 17

1. Понятие «класс» и «слой» в социологической науке.

2. Назовите социальные группы, которые играют решающую роль в процессе социализации индивида и обоснуйте свой выбор:

а) формальные

б) большие

в) первичные

г) вторичные

Вариант № 18

1. Понятие «группа»: сущность и разновидности.

2. Дискурс-анализ относится к количественным, качественным, правильным, формально-логическим или другим методам социологического исследования? Приведите краткую доказательную базу.

Вариант № 19

1. Понятие «статус» в социологической науке и практике.

2. Выберите верное в задании:

а) «идеальный тип» — метод исследования Э. Дюркгейма (да, нет, чей?);

б) теорию социального действия разработал О. Конт (да, нет, кто?);

в) социализация людей, главная функция религии (да, нет);

г) выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает (да, нет, что называется «выборкой»?);

д) опрос – разновидность анкетирования (да, нет);

е) в социологии эксперимент – главное средство познания (да, нет).

 

Вариант № 20

1. Социальная мобильность: сущность, типы, виды.

2. Структура экономической формации. Какие общественно-экономические формации могут определяться производительными силами, характеризующимися следующими чертами:

I

1) Источники энергии: огонь, мускульная сила человека и животных, падающая вода, ветер.

2) Материалы: дерево, камень, кирпич, железо.

3) Производитель трудовых операций: человек, животное, очень редко — механическое устройство, т.е. господствует повсеместно ручной труд.

II

1) Источники энергии: пар, электричество.

2) Материалы: широкий ассортимент главным образом природных материалов.

3) Машинное производство

4) Руководство процессом, в целом, выполняет человек даже при наличии автоматов.

III

1) Источники энергии: электрическая, атомная.

2) Материалы: синтетические.

3) Производитель трудовых операций: технические системы.

4) Руководство производством в масштабах всей страны выполняется с помощью АСУ.

 

Вариант № 21

1. Социальные движения: сущность, виды.

2. Из перечисленных этапов исследования составьте план (структурно-логическую схему) проведения исследования:

1. Подготовка отчета о результатах исследования

2. Анализ и обобщение полученной информации

3. Разработка программы исследования

4. Сбор первичной социологической информации

5. Обработка полученных данных.

 

Вариант № 22

1. Социальные изменения: теории цивилизаций, модернизации.

2. Из перечисленных причин девиации выберите правильные:

1. Процесс социализации личности

2. Конфликты, свойственные внутренней природе личности (Фрейд)

3. Культурно-историческая среда, в которой существует человек

4. Умственные и духовные отклонения в психике человека

5. Рост аномии общества (Дюркгейм)

6. Разрыв между целями общества и социально одобренными средствами их достижения (теория аналогии Р. Мертона).

 

Вариант № 23

1. Социологическое исследование как инструмент социального познания: виды (разведывательное, описательное, аналитическое).

2. Даны три определения: классов, социальных групп, социальных слоев. Подберите правильные ответы:

1. – характеризуются одним основным признаком (образование, доход и т.п.)

2. – совокупность близких по природе социальных групп

3. – главные признаки – отношение к собственности на средства производства и обусловленное этим место в системе общественного производства.

 

Выберите правильный ответ:

1. – социальные слои

2. – классы

3. – социальные группы

 

 

Вариант № 24

1. Программа как основа проведения социологического исследования: сущность, методологическая и методическая части.

2. Основными функциями социальных институтов являются:

1. Закрепление и воспроизводство общественных отношений

2. Регулирование отношений между членами общества

3. Интегративная. Сплочение и мобилизация социальных групп

4. Первичный социальный контроль

5. Досуговая

6. Эмоциональная

7. Транслирующая. Передача социального опыта

8. Коммуникативная. Распространение информации.

 

Выберите правильные ответы.

 

Вариант № 25

1. Выборка в социологическом исследовании: виды, сущность.

2. Назовите направления развития современной социологии, представленные следующими именами ученых-социологов:

1. Т. Парсонс (1902-1979)

2. Ч. Кули (1864-1929); Д. Мид (1863-1931); Г. Блумер (1900-1987)

3. Р. Мертон (1910 -2003).

4. Ю. Хабермас (1929 г.р.)

 

Выберите правильный ответ:

1. Теория коммуникативного действия.

2. Системный подход

3. Символический интеракционизм

4. Структурный функционализм

 

Вариант № 26

1. Основные методы анализа документов: качественный и формализованный (контент-анализ).

2. Основными направлениями развития социологии в России являются:

1. Позитивистское направление

2. Географическое направление

3. Субъективный метод в социологии

4. Неокантианство

5. Неопозитивизм

Приведите имена наиболее ярких представителей каждого направления.

Л.И. Мечников

П.Л. Лавров

П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражицкий.

А.С. Звоницкая, К.М. Тахтаров, П.А. Сорокин.

 

Вариант № 27

1. Социологический опрос: анкетирование (сущность, виды).

2. Особенностями и спецификой развития социологии в России является (выберите правильные ответы):

1. Невысокий уровень общественных наук

2. Научно-теоретические разработки, появление и развитие общественных наук

3. Чередование всплесков социологии с репрессиями и запретами

4. Поступательное движение социологии как науки

5. Политическая оппозиция самодержавия

6. Гражданские свободы, развитие партий, народных движений.

 

Вариант № 28

1. Социологический опрос: интервью (сущность, виды).

2. Основными направлениями классической социологии (19-нач. 20 вв.) являются:

1. Позитивистское направление

2. Органическое направление

3. Марксистское направление

4. Понимающая социология и теория социального действия

5. Социологическая теория общества

Приведите имена наиболее последовательных ученых каждого направления:

М. Вебер, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Вариант № 29

1. Метод наблюдения в социологическом исследовании: сущность, виды.

2. Причинами и предпосылками возникновения социологии в России являются (выберите правильные ответы):

— Влияние Великой французской революции

— Капитализация экономики

— Социальная и профессиональная дифференциация

— Возникновение гражданского общества

— Развитие общественных наук

— Политическая оппозиция самодержавию

 

Вариант № 30

1. Эксперимент в социологии: сущность, виды.

2. Кому принадлежат высказывания на предмет социология в истории развития науки?

· Социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам.

· Особым предметом, изучаемым только социологией, являются социальные факты.

· Предметом социологии является поведение индивида в обществе (социальное действие).

— М.Вебер

— О. Конт

— Э. Дюркгейм