Вычерчивание продольного профиля

Продольный профиль вычерчивается по ГОСТу 21511-83. На продольном профиле автомобильной дороги наносят и указывают:

— линию фактической поверхности земли по оси дороги, линии ординат от точек ее перелома и линию проектируемой бровки земляного полотна. На продольных профилях городских и реконструируемых автомобильных дорог вместо линии проекти­руемой бровки земляного полотна наносят линию проектируемой поверхности дорожного покрытия по оси проезжей части;

— разведочные геологические выработки с отметкой уров­ня грунтовых вод и штриховкой выработок в зависимости от ви­да грунта, наименование слоев грунта и номер их групп в соот­ветствии с классификацией грунта по трудности разработки, например, суглинок 33,а.

Выше проектной линии наносят и указывают:

— реперы;

— подземные и наземные …
инженерные сети;

— наименование проектируемых искусственных сооружений;

— транспортные развязки;

— съезды, переезды через железнодорожные пути;

— нагорные и водоотводные канавы, сброс воды;

— рабочие отметки насыпи.

Ниже проектной линии наносят:

— линии ординат от точек перелома проектной линии;

— рабочие отметки выемок;

— обозначение искусственных сооружений и наименование существующих искусственных сооружений;

— подземные инженерные сети.

В графах таблиц указывают:

— в графе “Развернутый план дороги” — проектируемую ав­томобильную дорогу по ее оси, а при реконструкции — и суще­ствующую ситуацию местности (угодья, их границы, водотоки, инженерные сети), разведочные геологические разработки;

— в графе "Тип местности по увлажнению" — номер типа местности по признакам увлажнения верхних слоев грунта;

— в графе "Тип поперечного профиля" — номер типа попе­речного профиля конструкции земляного полотна;

— в графе "Укрепление" — вид укрепления кюветов;

— в графе "Уклон, длина" — привязку к пикетам, над чертой — величину уклона кювета, под чертой — длину участка кювета с принятым уклоном;

— в графе "Отметка дна" — проектные отметки дна кювета по его оси;

— в графе "Уклон и вертикальная кривая" — элементы про­ектной линии: вертикальные кривые и прямые, привязки к пике­там в местах перелома проектной линии, числовые значения: радиуса, длины кривой, уклона касательных в начале и конце кривой;

— в графе “Отметка бровки земляного полотна” — проектные отметки бровки земляного полотна, а при реконструкции — от­метку верха проектируемого дорожного покрытия по оси проез­жай части;

— в графе "Отметка земли" — фактические отметки поверх­ности земли по оси дороги, а для реконструированных автомо­бильных дорог — интерполирование отметки по подошве насыпи или бровке, выемки существующей дороги;

— в графе "Расстояния" — расстояния между точками пере­лома местности и пикетами, неправильные пикеты;

— в графе "Прямая и кривая в плане" — прямые и кривые по оси дороги, числовые значения длин кривых и элементов кривых: углов поворота, радиусов, тангенсов, длин переходных кривых. Поворот автомобильной дороги вправо (по ходу километров) изображают кривой, направленной вверх по отношено к прямому участку дороги, а влево — направленной вниз. Осталь­ные графы таблиц заполняют в соответствии с их наименованиями.

Для наглядности продольного профиля вертикальные расстоя­ния откладывают в большем масштабе чем горизонтальные. Для дорог, проходящих в равнинной и пересеченной местности, принят следующий масштаб: горизонтальный 1:5000 (1 см.- 50 м), верти­кальный 1:500 (1 см — 5 м).

По отметкам поверхности земли, снятым по карте по оси трассы на пикетах и пюсовых точках, вычерчивают линию поверхности земли, или "черную линию". Ниже линии поверхности земли на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль, на котором выписывают наименование грунтов, а в шурфах и скважинах при помощи условных обозначений показыва­ют виды грунта.

При составлении грунтового профиля принимают вертикальный масштаб 1:50 (I см — 0,5 м).

Геологическое обследование трассы производится шурфами или скважинами, которые располагаются, в первую очередь, в пониженных местах. Примерное количество выработок: шурфов — 1 на 1 км, скважин — 2 на 1 км. Выработки нумеруются, и указыва­ется их глубина.