Всеобщая культура и «культура всех»

Однако вернемся к нашим рассуждениям. Если мы назовем носителем культуры человека, то возникает достаточно сложный вопрос о том, что имеется в виду: говорим ли мы лишь о каждом отдельном человеке или о Человеке как некоторой абстракции, то есть о человеке вообще, или же мы имеем в виду которое собирательное представление о людях, то есть все человечество.

Определив культуру как систему человеческих переживаемых ценностей, мы в сущности (по объему понятия) охватили все явле­ния присущие человеческому обществу. Все, что характеризует человеческое общество, может быть определено как культура. Но сделав это, мы должны внести в наше рассуждение одно очень важное различение. Действительно, сегодня для всего человече­ства характерны такие явления, как деньги, радио, телевидение, книга, химия, весь …
комплекс естественных наук и т.п. Разумеется, все это принадлежит культуре. Более того, мы можем сказать, что все это и многое другое принадлежит всему человечеству. Это культура всех людей. Эти вещи и явления используются или по крайней мере могут использоваться всеми людьми.

Но заметим, что используя эти явления, скажем, телефон, или причастившись такому явлению человеческой культуры, как физика или математика, мы в некотором смысле меняемся лишь как отдельные люди, как индивиды, но никак не перестаем быть представителями определенной этнической, национальной или групповой общности. Мы не перестаем быть армянами, к примеру, и именно восточными армянами, любителями народной музыки и т.д. Назовем этот слой явлений человеческой культуры, то есть те явления культуры, которые существуют для всех людей одинако­вым образом, как культура всех.

Другое дело, когда мы имеем в виду такие явления, как брак, рождение ребенка, смерть, торжества по поводу наступления вес­ны и т.д. Наверное, мы не сможем найти ни одного народа, кото­рый вы не выделял эти явления, не испытывал бы определенные чувства, не осмыслял бы их так или иначе, не придавал бы им некоторую социально значимую форму. И через эти явления че­ловек не только чувствует себя принадлежащим к определенному сообществу людей — племени, нации или некоторой группе (ска­жем, религиозной секте), но и действительно реализует эту свою принадлежность. Здесь мы можем заметить, что существуют такие явления культуры, которые, хоть и присущи всем этническим, национальным и иным группам людей, но выражаются по-разному. Так, нет таких народов, которые не имели вы института брака, но брачные отношения реализуются у разных народов различным образом. То же можно сказать и о рождении и смерти, и многих других явлениях человеческой жизни. Будем называть эти явления всеобщей культурой.

Разница между культурой всех и всеобщей культурой в следующем. Явления культуры всех (или культуры для всех) сущест­вуют везде и для всех людей в принципе одинаковым образом. Невозможно представить севе армянскую химию в том смысле, что у армян в химическом производстве реализуются особые реакции, хотя мы можем говорить об армянской химии как о том или ином уровне развития данной науки и соответствующего производства; но ни методы работы, ни результаты не несут в себе ничего специфически армянского. То же можно сказать и радио, и о телевидении, о деньгах, и о многом другом.

Другое дело явления всеобщей культуры. Здесь мы можем выделить такие явления, которые в общем и абстрактном виде присущи всем этническим и иным группам, но конкретная peaлизация их у всех народов и иных групп совершенно разная. Все народы так или иначе придают определенную форму таким явлениям человеческой жизни, как смерть и рождение, брак и его разрушение. Для всех народов характерно, что они так или иначе удаляют мертвые тела. Это то, что является общим для всех на родов. Но то, как они это делают — сжигают ли, закапывают ли, скармливают ли птицам-стервятникам, — все это совершенно различно у разных народов и может характеризовать эту культуру. В данном случае мы имеем и нечто одинаковое, правда, на абстрактном уровне, — для всех (у всех народов есть брак и развод), на различное в формах реализации: различные обычаи, связанные cо смертью, рождением, браком и разводом, совершеннолетием и т.д.