Вопрос 1. Понятие и предмет Римского частного права

Прежде чем переходить к раскрытию общих понятий Римского права, следует определиться с возможностью и правилами использования их современных аналогов. Допустимо ли применять к исследованиям достижений древних народов современную терминологию, не известную в архаичные времена? В целом наука допускает употребление современной интерпретации древних понятий, но с известной долей условности, с учетом факторов, исключающих искажение смысла исследуемых положений. Трудно представить себе возможность исследования правовых явлений древности без использования понятийного аппарата современной юриспруденции, но, если мы говорим о гражданском праве, о системе права, об отрасли права и т.п. в Древнем Риме, то следует учитывать …
пределы и характер явления, обозначаемого этими понятиями в исследуемую эпоху, поскольку в одних случаях тот или иной используемый термин существует в первозданном виде, но отражает различное содержание, в других случаях используемый современными исследователями термин вообще не был известен древним народам и т.д.

Римское право –– это система рабовладельческого права древнего Рима, получившая наибольшее развитие в эпохи принципата и абсолютной монархии.

Римские юристы различали право публичное (jus publicum) и право частное jus privatum. Ульпиан разграничивает эти сферы права таким образом, что публичное право — это право, которое аd statum геi Romanae spectat (относится к статусу Римского государства), а частное право — то, которое относится к ad singulorum utilitatem (обеспечивает интересы отдельных лиц). Критерием разграничения областей частного и публичного права, по мнению Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства; к области частного права — нормы, ограждающие интересы отдельных лиц[1].

В соответствии с указанным противопоставлением публичных и частных интересов сферы публичного и частного права различались и по методу (способу) регулирования отдельных общественных отношений. Нормы публичного права носили императивный (обязательный, властный) характер. В частном же праве преобладают нормы, которые предоставляют заинтересованным лицам возможность самим определять складывающиеся отношения (уполномочивающие нормы), а также восполнительные, условно-обяза­тель­ные, диспозитивные нормы (например, римскому гражданину было предоставлено уполномочивающей нормой право составить завещание и указать в нем, кто будет его наследником, но если данный гражданин этим правом не воспользовался, диспозитивная норма указывает, кто призывается к наследованию). Уполномочивающий характер нормы означает, что данное конкретное отношение урегулировано не императивной нормой права, а определено сторонами. Например, в Законе XII Таблиц есть правило в отношении договоров: «как они договорятся, то пусть так и будет», «пусть то и будет договором».

Римское частное право имело предметом своего регулирования отношения имущественного характера, основанные на равенстве сторон и возникающие между лицами, населявшими территорию Римского государства.

И.Б.Новицкий справедливо указывает, что римское частное право может обозначаться современным понятием «Римское гражданское право», поясняя, что термином «гражданское право» в современных системах права обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения в данном обществе[2]. Однако при этом он советует не забывать следующее. В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis. Тем не менее, jus civile в Римском праве по своему содержанию не тождественно современному термину «гражданское право». Jus civile в Римском праве имеет другое значение. Этим термином, прежде всего, обозначается исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан — квиритов; поэтому оно именуется также квиритским правом.

В этом смысле jus civile противопоставляется праву народов (jus gentium), действие которого распространялось на все римское население, включая перегринов.

Поскольку jus gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность Римского права. Термином jus gentium римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой философскую категорию –– право, общее для всех народов, полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека. Для обозначения этой категории они употребляли также выражение jus naturale — естественное право.

Jus civile в других случаях противопоставляется той системе права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистратов), и именуется преторским правом. В этом противопоставлении jus civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания, позднее — сената.

Загрузка…

Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме соответствовала совокупность всех трех названных систем — цивильного права, права народов и права преторского, имевшая предметом своего регулирования имущественные отношения, основанные на равенстве сторон, между лицами, населявшими территорию древнеримского государства.

C учетом изложенного, понятия «Римское частное право» и «Римское гражданское право» используются нами как тождественные.

Основными институтами Римского гражданского (частного) права являются:

1) правовой статус лица в древнем Риме;

2) брак и семья;

3) вещное право;

4) обязательственное право;

5) наследование.