Виды карт, используемых при изучении географии умственно отсталыми детьми, их дидактическая роль

Географическая карта — карта земной поверхности, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и общественных, их изменение во времени и развитие.

Во вспомогательной школе работа с картой проводится при изучении всего учебного материала, составляющего курс географии. При этом используется несколько видов географических карт, в том числе контурные, глобусы разной величины. Основным видом карт, которыми пользуются ученики вспомогательной школы, являются настольные карты, вложенные в учебник географии, стенные карты.

Виды карт:

Географические карты классифицируются по территориальному охвату, по содержанию, по масштабу.

По территориальному охвату различают карты:

— мировые, океанов и морей, материков, государств, районов, областей.

По содержанию карты подразделяются на общегеографические и тематические:


— Общегеографические карты делятся на:

— крупномасштабные (топографические) карты ( 1:200000 и крупнее),

— среднемасштабные( обзорно-топографические) карты ( от 1:200000 до 161000000)

— мелкомасштабные (обзорные) карты (мельче 1:1000000).

— Тематические карты подразделяются на:

— карты природных явлений (физико-географические.)

— карты общественных явлений( социально экономические).

Наглядность — важнейшее требование к учебным картам; она достигается как известным ограничением их содержания, так и специальными приёмами изображения его элементов. Школьные географические карты выпускают для различных классов. Карты для младших классов красочнее, проще, схематичнее, они несут меньшую нагрузку.

К общегеографическим школьным картам относятся:

— физическая карта полушарий, политические карты и отдельных материков и их частей.

К тематическим относятся мировые карты:

— климатические, природных зон, карта растительности, полезных ископаемых.

По способу использования в учебном процессе:

— стенные и настольные. Стенными картами пользуются на уроке во время изложения нового материала, при повторении и проверке знаний учащихся, во время упражнений. Настольные карты — это альбом карт (вкладка)- приложение к учебнику, карты атласа текстовые карты учебника.

Учащиеся во время урока работают одновременно со стенными и настольными картами, поэтому их соответствие по содержанию и условным обозначениям имеет большое методическое значение. Все настольные карты в отличие от стенных используются для индивидуальной работы учащихся в классе и дома. В качестве настольного картографического пособия применяется учебный географический атлас.

В преподавании географии в школе используются и контурные карты. Контурные карты используются для упражнения учащихся в классе и дома, в контрольных целях. Особым картографическим пособием в преподавании географии служит глобус.