Видение, миссия, цели организации

Определение направления движения.

После того как анализ внутренней и внешней среды завершен, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, осно­ванные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической орга­низации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизне­деятельности.

Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три основных типа:

1. идеалы — ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;

2. цели — наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;


3. задачи — конкретные, количественно измеряемые ориен­тиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

Разработка стратегии предполагает определение идеалов и це­лей. В рамках оперативного планирования фирма намечает кон­кретные задачи для каждого из участков работы.

К идеалам экономической организации можно отнести ее ви­дение.

Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприят­ных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования.

* Несколько примеров видения.

A. Видение фирмы "Эпл" производителя персональных, компьютеров: "Осуществлять вклад в мировое развитие ин­теллектуальных средств, совершенствующих человечество". Б. Видение фирмы "Мерк", специализирующейся в сфере здравоохранения: "Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этойцели".

B. Очень просто сформулированное видение компании Дис­нея: "Делать людей счастливыми". *

Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следу­ющими факторами.

1. Видение является хорошим средством мотивации работни­ков фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении.

В видении обычно не подчеркивается желание получить при­быль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников ор­ганизации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения виде­ние пересекается с внутрифирменной культурой, основным элемен­том которой является система ценностей организации.

2. Видение создает чувство перспективы в деятельности орга­низации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоян­ного прогресса.