В экономической организации

Стратегическое планирование

Тема III

Личные качества плановика

 

Несмотря на то, что плановик не обладает правом принятия решений по планированию, он является очень важной фигурой в определении содержательного и организационного аспектов плано­вого процесса. Необходимость предвидеть и оформлять будущее ор­ганизации предъявляет ряд серьезных требований к личным каче­ствам плановика. Он должен:

=> быть хорошим теоретиком, обладать навыками абстрактно­го мышления и в то же время обладать свойствами дипло­мата;

=> ощущать стиль фирмы, уметь применять свои знания в раз­работке политики фирмы;

=> хорошо владеть разнообразными технологиями планирова­ния;

=> уметь общаться на профессиональном уровне со специали­стами различного профиля, работающими …
в организации: эконометриками, маркетологами, финансистами, админи­страторами и др.;

=> обладать опытом работы в предпринимательской сфере, будь это фирма, в которой он работает в настоящее время, или другая экономическая организация. Желательно иметь опыт управленца;

=> быть зрелым, глубоким человеком во всех отношениях: де­ловом, техническом, личном.

 

 

 

В этой главе речь пойдет о разработке стратегии фирмы.

Стратегическое планирование — относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное пла­нирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим ша- ,t гом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт сво­его взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более мас­штабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом пла­нировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельно­сти фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вку­сы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельно­сти, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, фор­мальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х-начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

Однако в 80-х годах формальные методы стратегического пла­нирования показали свою ограниченность в новых условиях. Ос­новными причинами этого стали:

=> во-первых, усиление неопределенности деловой среды. Это выразилось как в возросшем количестве изменений хозяй­ственной жизни, так и в уменьшении предсказуемости этих

изменений. Стратегические схемы во многих случаях пере­стали соответствовать новому состоянию бизнеса;

=> во-вторых, в восьмидесятые годы в теории и практике дело­вой жизни усилилось значение гуманитарного, человече­ского фактора — получила развитие концепция корпоратив­ной культуры, позднее приобрел популярность подход, на­зываемый "внутрифирменной демократией", и т.п. Обезли­ченные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми течениями в менеджменте.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело но­вое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными ме­тодами, стратегическое планирование использует творческий, ин­туитивный подход. Не являясь универсальным способом достиже­ния успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успеш­ной деятельности фирмы.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязан­ных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутрен­ней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ра­нее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.

 

1. Анализ внешней и внутренней среды