УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:глобализация, глобальные проблемы современности,

информационное общество, научное предвидение, постиндустриальное общество, социальное прогнозирование, футурология.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:

Охарактеризуйте сущность социального прогнозирования.

1.1. Проведите различия между понятиями научное предвидение и социальное прогнозирование.

социальное прогнозирование научное предвидение
– вид научного исследования, заключающийся в разработке вероятностного знания о состоянии какого-либо социального явления в будущем. конечный результат совокупности исследований, представляющий собой научно обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы или общества. …
Научное предвидение – это знание о том, чего нет еще в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Социальное прогнозирование в качестве цели полагает поиск ответов на вопросы следующего типа: — Что может реально совершиться в будущем? — Когда этого следует ожидать? — Какие формы будущее обретет? — Какова мера вероятности данного прогноза? Социальное прогнозирование включает в себя разработку перспектив и моделей — освоения Земли и космоса, — рационального взаимодействия человека с природой, — развитие общественных отношений (экономических, политических, национальных и т.д.)

1.2. Обратите внимание на следующую периодизацию будущего.

           
 
БУДУЩЕЕ
 
 
непосредственное будущее 20-30 лет вперед
 
обозримое будущее большая часть следующего столетия
 
отдаленное будущее за пределами следующего столетия

 

 

1.3.Определите, чем обусловлена необходимость социального прогнозирования.

Интерес к будущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание результатов и последствий своих действий. Предвидение будущего является необходимым условием целенаправленной деятельности людей.Первый бум научных прогнозов (60-е годы ХХ века) вызван стремлением предвидеть долгосрочные экологические и социальные последствия НТР. В 80-е годы ХХ века возникает острая потребность в поиске конструктивных решений для глобальных проблем человечества.