УЭ-3. Философия природы

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Взаимодействие общества и природы. Истоки экологического кризиса и пути выхода из него.Ноосфера и коэволюция.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: коэволюция, ноосфера, природа, самоорганизация, синергетика техносфера, экологическая культура общества, экологическое сознание, экология.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:

1. Прежде всего, необходимо определить понятие природы.

Буквальное значение термина «природа» (в греческом – physis, в латинском — natura) – это быть рожденным или возникнуть. В истории философии под природой понимали,

во-первых, первоначальную сущность (ядро) вещи,

во-вторых, совокупность всех вещей, не тронутых человеком,

в-третьих, бытие вообще, все сущее,

в-четвертых, материю, взятую во всем многообразии ее форм,

и, наконец, совокупность естественных …
условий существования человека, естественную среду его обитания.

2. Обратите внимание на то, что специфику философского подхода к изучению природы можно представить в трех аспектах:

1) изучение эволюции философских представлений о сущности природы;

2) изучение природы в ее противопоставлении культуре;

3) изучение природы как естественной среды обитания человека.

2.1.Проанализируйте основные подходы к пониманию сущности природы, имевшие место в истории философии.

  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ УСТАНОВКИ
АНТИЧНОСТЬ Античный мир – это мир космоса, гармонии, порядка, мир, пронизанный духовным началом, природа как часть этого мира выступает в качестве образца, идеала гармонии, которой человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Принцип тождества макро- и микрокосмоса.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Все есть творение Бога и все совершается по воле Бога. Высшим творением является человек, созданный “по образу и подобию” божьему. Главное превосходство человека над всем природным заключается в наличии у него божественной души. Природа лишается своей самоценности: она представляет интерес только в той мере, в какой может служить человеку и быть полезными ему.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Культура Ренессанса “реабилитировала” материю и материальное, а соответственно, и природу, поскольку “взгляд по вертикали” (на Бога) сменился “взглядом по горизонтали” (на земной мир);
НОВОЕ ВРЕМЯ Утверждается абсолютная ценность человеческого разума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. Конечной целью знания полагается господство человека над силами природы, открытие и изобретение технических средств, которые позволяли бы это господство обрести – “человек – царь природы”. Природа не должна существовать и развиваться “просто так”, она должна служить человеку.
ХХ ВЕК Многочисленные попытки переосмысления отношения человека к природе: от лозунга “Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период» до “универсальной этики”, для которой в ценностном отношении нет разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека. Утверждается идея, согласно которой, человек на основе разумной деятельности должен стать решающим фактором эволюции.

2.2. Определите сущность основных моделей противопоставления природы и культуры.


МОДЕЛЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КУЛЬТУРЕ МОДЕЛЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДЕ
  Человек в процессе производства культуры может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменить лишь форму веществ. Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих. Природа есть нечто более высокое, на что человек должен равняться. Культура является источником всех бед человеческих. Природа несовершенна и обладает рядом принципиальных изъянов. Культура есть усовершенствованная природа, в ней ликвидируются недостатки или ущербность природы. Созданная человечеством искусственная среда в 10 раз продуктивнее естественной среды. Природа сама предопределила развитие культуры.

3. Обратите внимание на основополагающие установки в понимании природы как естественной среды обитания человека.

3.1. Прежде всего, охарактеризуйте исторические этапы взаимодействия природы и общества.

Человек всегда зависел от природы и характер этой зависимости исторически менялся.

На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек всецело зависел от природы (от климата, природных ритмов, сырья и т.п.). Эта зависимость была выражена в обожествлении природы сначала в мифологии, затем в религии. Поскольку же источники сырья совпадали с местами переработки и потребления, и, соответственно, негативного воздействия человека на природу не отмечалось, то сложилось стойкое убеждение, что на этом этапе человек находился в гармонии с природой.

загрузка…

На втором этапе, вызванным развитием капиталистического производства, а также бурным ростом научного знания, человек чувствует себя освобожденным от природной зависимости. Человек научился вырывать тайны из природы и сводить их к небольшой сумме формул, использовать силы и свойства природы себе во благо. Но, благодаря постоянно расширяющейся инфраструктуре и достижениям научно-технического прогресса, человек превратился в мощную геологическую силу, что способствовало возрастанию негативного воздействия на природу.

На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой уже носит общепланетарный характер: от воздействия на природу на уровне микромира до изучения космических просторов далеко за пределами околоземной орбиты. Человек, помимо того, что начинает ощущать острую зависимость от природных ресурсов, он также начинает испытывать и последствия своего потребительского отношения к природе, своего рода месть природы, вылившуюся в ситуацию катастрофичности существования человека как биологического вида. В конечном итоге, это привело человека к осознанию необходимости переоценки своего отношения к природе, что выразилось в целом ряде концепций, принципов и категорий, на первом месте среди которых идея коэволюции (согласования стратегии деятельности человека со стратегией природы).

 

3.2. Примите к сведению следующий вариант структуры природы как среды обитания человека.

Данная структура природы носит условный характер. Выделенные структурные элементы природы как среды обитания человека имеют тенденцию к постоянному расширению.

 

 

 

Прежде всего,

 

 

3.3. Охарактеризуйте философские аспекты экологического кризиса.

3.3.1. Прежде всего, определите такие понятия как «экология» и «экологический кризис».

Термин «экология» впервые предложен в 1866 году Э. Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях рас­тительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. С 70-х годов XX века это понятие приобретает социальный аспект. С этого времени экологию нередко определяют следующим образом:

— как системное понимание окружающей среды;

— как науку о социальных механизмах взаимодействия общес­тва с окружающей средой;

— как науку, делающую акцент на человеке, представляющем собой биологический вид, на который воздействует экологический фактор;

— как учение об охране окружающей среды;

— как прямое и побочное влияние производственной деятель­ности на состояние и свойства окружающей среды и т.п.

Анализируя приведённые определения экологии, можно выделить два основных содержательных элемен­та: взаимодействие человека, общества с окружающей средой и её охрана. Следовательно, экологию можно опре­делить как науку, изучающую закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны.

Под экологическим кризисом обычно понимаютситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания.Экологический кризис явился вполне логическим завершением потребительского отношения человека к природе. Неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, особенно во второй половине ХХ века, способствовала сокращению, близкому к катастрофическому, природных ресурсов, а также привела к масштабному загрязнению естественной среды обитания человека. По сути дела, налицо имела или имеет место экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экологический экстремизм человека уже привел к тому, что человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, теперь успешно «разносится» по всей планете; создаются новые концентрации элементов в новых сочетаниях, используется внебиосферная источники энергия и многое другое. Появилась реальная опасность, что активизированное человеком экологическое пространство нарушит и без того хрупкое природное равновесие.Сегодня экологическая проблема, сущность которой состоит в отчётливо обнаружившемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания, по своей остроте вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с дру­гими так называемыми глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Так, проблема предотвращения войны имеет ярко выраженный экологический аспект, связанный с сохранением ”первой“ и ”вто­рой природы“, а также человека как природного существа. Две мировые и более 200 локальных войн XX столетия привели к зна­чительным разрушениям географической среды, материальных и духовных благ, созданных человечеством. Демографиче­ская проблема также во многом обусловлена экологической проблемой.

3.3.2. Проанализируйте основные составляющие экологического кризиса и их взаимосвязь.

ПРОБЛЕМА ИСЧЕРПАЕМОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ Ежегодно сокращается плодородный слой, необходимый для аграрного производства. В начале XX в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, в середине века — 6, а в начале следующего их будет всего лишь около 2 га. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20 процентов населения Земли и столько же голодает.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ Проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (леса, нефти, газа, каменного угля) или же их ограниченностью (водные ресурсы). Ежегодно в мире добывается 4 млрд. тонн нефти, более 2 млрд. тонн угля.
ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ КОСМОС Загрязняется околоземное космическое пространство, где уже насчитывается около 7 тысяч различных остатков деятельности человека.
МИРОВОЙ ОКЕАН Загрязнение Мирового океана происходит вследствие поступления загрязняющих веществ с речными стоками, их выпадения из атмосферы, транспортных аварий. Особое место в загрязнении океанов занимает загрязнение нефтью и нефтепродуктами.
АТМОСФЕРА Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. тонн сернистого газа, 700млн. тонн оксида углерода , 150млн. тонн оксидов азота, что уже в сумме составляет более 1 млрд. т. вредных веществ. Применение азотных удобрений в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование фреонов в холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторметаны под действием УФ – излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, которые активно вступают в процессы разрушения озона озонового слоя планеты.

 

3.3.3. Проанализируйте предлагаемые пути выхода из экологического кризиса.

Одним из условий выхода из экологического кризиса считается, основанная на экологическом сознании, развитая, адекватная современному этапу достижений человечества,экологическая культура общества, которая и обеспечит социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использо­вание окружающей среды. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе.

Экологическая культура общества — это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.

В определении экологической культуры общества обозначена её цель — охрана окружающей среды. Реализация данной цели может быть осуществлена через решение ряда задач. Основными из них являются следующие.

Во-первых, обеспечение мира на Земле, что позволит сокра­тить военные расходы, военную промышленность, связанную с эко­логически вредным производством, прекратить боевые действия, непосредственно разрушающие естественную и созданную человеком природную среду. Это одна из важнейших глобальных задач, стоя­щая перед человечеством, и она имеет ярко выраженный политический аспект как в пределах государства, так и в международном масш­табе.

Во-вторых, поиск инструментов управления ростом численно­сти людей, борьба с потеплением климата планеты, прекращение вырубки тропических лесов, предотвращение утраты генофонда флоры и фа­уны, резкое уменьшение загрязнения планеты и т.д. Решение этих задач не может быть достигнуто только в результате призывов и по­желаний учёных, лучше других осведомлённых, у какой ”черты“ стоит человечество. Необходимо ”пробуждение“ общественных де­ятелей, политиков, экономистов, врачей, деятелей культуры и т.п. Все жизненные интересы во всех государствах должны рассма­триваться в первую очередь с точки зрения экологии. Нужно не только экологическое мышление, нужно всеми доступными средс­твами во всех странах формировать экологическое мировоззрение и, в конечном счёте, — экологическую культуру человечества.

В-третьих, перед субъектами экологической культуры и, пре­жде всего, перед лидерами экологических движений стоит задача выработки новых идей, разработки новых законов, обеспечение выделения государством беспрецедентных средств на ”ремонт“ уже происшедших экологических ”поломок“ и предотвращение их.

В-четвёртых, создание высоких экономических барьеров, ре­гулирующих доступ ко многим естественным ресурсам и стимулиру­ющих переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям, усиление экологического контроля над хозяйственной деятельностью человека.

В-пятых, формирование в масштабе человечества но­вой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Преобладающими здесь должны быть безотход­ные технологии, рациональное потребление природных ресурсов за счет значительного снижения материалоёмкости и энергоёмкости производства.

УРОВЕНЬ 2 — ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1. На основе имеющихся теоретических знаний оцените позицию автора фрагмента: «Практическая универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственными жизненными средствами для человека, а, во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, в которой он живет».

Задание 2. Сравните данный фрагмент с предыдущим и выявите их общий корень. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит».

Задание 3. О каком родстве между наукой и религией ведет речь автор? «Как это ни парадоксально звучит, но, в целом, наука просто впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признала природу, лишенной всякой самостоятельной ценности, в качестве объекта манипуляций во имя научного знания и прогресса».

Задание 4. Дайте аргументированные ответы на поставленные автором текста вопросы: «Возможно ли, чтобы природа — эта могучая, уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но только с теми существами, которые она сама сотворила, например, с динозаврами, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”».

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. Выделите основные аспекты философского осмысления сущности природы.

а) представления античных философов о сущности природы;

б) природа как среда обитания человека;

в) проблема противопоставления природы и культуры;

г) эволюция философских представлений о природе;

д) причины экологического кризиса и поиск путей выхода из него.

2. Какие из структурных элементов природы как среды обитания человека представляют собой лишь модель будущего.

а) биосфера; б) космосфера; в) техносфера; г) ноосфера.

3. В философии какого периода впервые появляется установка на потребительское отношение человека к природе?

а) Античность; б) Средневековье; в) Возрождение; г) Новое время.

4. Выделите факторы, главным образом обусловившие общепланетарный характер взаимодействия общества и природы.

а) крах религиозной картины мира; б) развитие машинного производства;

в) масштабное развитие капиталистической инфраструктуры; г) развитие естествознания.

5. Вторая природа – это…

а) естественная среда обитания человека; б) техника;

в) искусственная среда обитания человека; г) культура.

6. Выделите главные причины экологического кризиса.

а) неконтролируемая хозяйственная деятельность человека;

б) наука как производительная сила;

в) потребительское отношение человека к природе;

г) научно-технический прогресс.

7. Какая из характеристик наиболее полно выражает сущность коэволюции?

а) мутагенныйпроцесс образования новых видов в природе;

б) процесс исчезновения видов в природе;

в) процесс взаимодействия природы и общества;

г) процесс согласованного развития стратегий природы и общества, решающим фактором которого является человек.

8. Выделите определение экологии, в котором наиболее емко представлен социальный аспект.

а) Экология – этонаука об отношениях рас­тительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой.

б) Экология – это наука о механизмах взаимодействия живых систем с окружающей средой.

в) Экология – это состояние динамического равновесия в природе.

г) Экология – это комплексное направление в науке, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы «общество – природа».

9. Что из данного перечня можно рассматривать в качестве главного условия выхода из экологического кризиса.

а) сокращение темпов материального производства;

б) поиск альтернативных источников сырья;

в) формирование экологической культуры общества;

г) охрана природы.

10. В чем заключается статус человека как геологической силы?

а) Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих.

б) Человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, «разносится» им по всей планете.

в) Природа в человеке начинает не только сознавать себя, но и управлять собою.

г) Человек в процессе производства искусственной среды может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменить лишь форму веществ.

ОТВЕТЫ: 1) б,в,г; 2) г; 3) б; 4) в; 5) в; 6) а,в; 7) г; 8) г; 9) в; 10) б.