УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Особенности диалектического понимания мира. Диалектика бытия.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:детерминизм, диалектика, закон, индетерминизм,

категории диалектики, метафизика как способ понимания мира, принципы диалектики, развитие, телеология.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:

Определите, в чем заключается философская сущность диалектики.

Прежде всего, обратите внимание на историю развития диалектики.

Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики …
считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.

Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.

И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.

Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.

1.2. Запомните определение диалектики как способа понимания мира.

Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

Анализируя данную типологию, помните, что деление диалектики наматериалистическуюиидеалистическую обусловлено характером решения основного вопроса философии, а причиной деления на объективную и субъективную диалектику в материализме и идеализме выступают различные основания.  

1.3. Обратите внимание на следующую типологию диалектики.

       
 
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
 
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА

           
 
ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества.
 
ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика идеальной первоосновы мира, например, Абсолютной Идеи.
   
 

 

       
 
СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности.
 
СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика сознания человека, модусы которого определяют способы бытия человека в мире.

 

2. Обратите внимание на то, что теория диалектики представляет собой систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.

2.1. Запомните основные принципы диалектики, определяющие стратегию познания.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию

ПРИНЦИП СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЗМА Движение вечно, покой относителен. В мире нет ничего постоянного, окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Любой объект необходимо изучать в его развитии: с учетом того, как он возник, какие этапы в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем может стать в будущем.
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ Мир представляет собой сложную совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. Знание об объекте всегда носит неполный, относительный характер, поскольку в процессе его изучения человек вынужден абстрагироваться от бесконечного множества отношений, которые связывают данный объект с другими объектами реальности.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА Утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность — это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие. Объективное знание целых систем причинно-следственных связей явлений самой различной природы позволяет предвидеть будущие их состояния.   Детерминизму противостоит индетерминизм и телеология.

 

загрузка…

2.2.1. Определите, в чем заключается специфика категорий диалектики.

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия.

Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.

2.2.2. Примите к сведению следующие категории диалектики:

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
ЕДИНИЧНОЕ — характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). ОБЩЕЕ — указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта.
ЯВЛЕНИЕ — отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. СУЩНОСТЬ — отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам.
ФОРМА — отражает способ существования содержания. СОДЕРЖАНИЕ — совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет.
ПРИЧИНА — явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. СЛЕДСТВИЕ — новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений.
НЕОБХОДИМОСТЬ — преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений.
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — реальное бытие предметов. ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях.
КОЛИЧЕСТВО – определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. КАЧЕСТВО – внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств. МЕРА – интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется.
           

2.3. Определите сущность и познавательную ценность основных законов диалектики.

Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.

 

ЗАКОН СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ   Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции. Противоположность – это одна из взаимоисключающих сторон любого объекта. Они не только взаимоисключают, но и взаимополагают друг друга, а потому представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития. Тождество, различие, противоречие, противоположность.   Закон объясняет источник и движущие силы развития.  
ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ   Изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. границы.   Качество, количество, мера, скачок.   Закон раскрывает общий механизм развития.  
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ   Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень.   Отрицание, преемственность, «возврат к якобы старому».   Закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата.  

 

УРОВЕНЬ 2 — ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1.Какой из принципов лежит в основе такого понимания Вселенной?«Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат ее прошлого и причину ее будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих ее существ, могло бы – если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные – выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов».

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, опираясь на знание законов и категорий диалектики.«Трудное и истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается и наличие другого».

Задание 3. На основе анализа фрагмента определите, каким образом руководство принципами диалектики способно повлиять на стратегию познания:«… анализ структуры данного объекта, хотя и полный, не скажет вам всего того, что вы можете хотеть узнать об этом объекте. Он скажет вам только, каковы части объекта и как они относятся друг к другу; но он ничего не скажет вам об отношениях объекта к тем объектам, которые не являются его частями или компонентами».

Задание 4. Опираясь на знание законов диалектики, попытайтесь ответить на поставленные автором текста вопросы. «Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или самоотверженный поступок из корыстолюбия? Или чистое созерцание мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот глупец… »

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. Установите соответствие между именами и их вкладом в развитии диалектики:

1) Гераклит а) наполняет термин «диалектика» философским содержанием

2) Сократ б) является одним из создателем теории материалистической диалектики

3) Гегель в) термином «диалектика» обозначил искусство вести беседу

4) Энгельс г) первым продемонстрировал диалектическое понимание мира

2. Выделите определение, в котором не выражена философская сущность диалектики:

а) Диалектика – это философская концепция развития.

б) Диалектика – это учение, согласно которому развитие, детерминизм и универсальный характер связей и отношений полагаются как определяющие сущность мира.

в) Диалектика – это искусство выявления противоречий в понятиях и суждениях с целью

достижения истины.

г) Диалектика – это система законов, категорий и принципов, выражающих сущность бытия природы, общества и мышления.

3. Установите соответствие между категориями диалектики.

1) возможность а) сущность

2) содержание б) случайность

3) явление в) действительность

4) необходимость г) причина

5) единичное д) форма

6) следствие е) общее

4. Законы диалектики действуют только в том случае, если имеет место…

а) взаимодействие материальных систем; б) движение; в) развитие; г) отражение.

5. Какое из положений можно отнести к объективно- идеалистической диалектике:

а) природа первична и развивается она по законам диалектики;

б) человеческое мышление отражает мир в категориях диалектики;

в) мышление постольку является диалектическим, поскольку в нем отражается

диалектика природы;

г) в основе диалектики природы лежит диалектика мышления как первоосновы природы.

6. Что, согласно принципам диалектики, необходимо учитывать в процессе познания?

а) сущность любого объекта реальности определяется бесконечностью связей иотношений;

б) мир постоянно изменяется, а потому он является непознаваемым;

в) любая случайность есть проявление более сложной упорядоченности, пока недоступной для познания;

г) общество развивается по тем же законам, что и природа.

7. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором …

а) мир, по причине его постоянной изменчивости и противоречивости, полагается непознаваемым;

б) первоосновой мира считается развивающаяся по законам диалектики идеальная субстанция;

в) сущностью мира является противоречивость его состояний;

г) причиной многообразия мира считаются внутренние противоречия, единство и борьба противоположностей.

8. Специфика категорий диалектики главным образом заключается в том, что они …

а) возникают по мере познания объективной реальности;

б) отражают мир в динамике;

в) выражают изменчивость и противоречивость бытия;

г) носят парный характер.

9. Детерминизм – это …

а) учение, трактующее случайность как проявление более сложной упорядоченности;

б) принцип причинной обусловленности всего существующего;

в) один из принципов философии, объясняющий сущность изменчивости мира;

г) учение об особом целевом виде причинности.

10. Выделите фрагмент, в котором не проявляется сущность какого-либо из известных законов диалектики:

а) «Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, и никогда не была построена система, которая сохранилась бы во всех своих частях»

б) «Мир есть вечное становление, единство и борьба»

в) «Или я отрицаю положение «роза есть роза», сказав: «роза не есть роза», и что получится из того, что я вновь стану отрицать это отрицание, говоря: «роза все-таки есть роза»»

г) «Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратиться в другой»

ОТВЕТЫ: 1) 1-г, 2-в, 3-а, 4-б; 2) в; 3) 1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-е, 6-г; 4) в; 5) г; 6) а,в; 7) г;

8) б,в; 9) б; 10) в.