УЭ-1. Философия как феномен культуры

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Место и роль философии в системе культуры.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:гносеология, мировоззрение, мифология, наука; онтология, основной вопрос философии, религия, социальная философия, философская антропология, философия,

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:

1. Обратите внимание на неоднозначный характер определений сущности философии.

Вся история философии есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. Однако в общей сложности можно выделить три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.

В рамках софийного (от греч. «sophia» — мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается не в обладании истиной, а в ее …
искании, в пребывании в «бытии к истине». Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.

В рамках эпистемного (от греч. «episteme» — знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.

Технемный (от греч. «techne» — искусство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью многознание и умение доказывать и опровергать все что угодно – виртуозность мысли.

2. Определите, в чем заключается связь философии и мировоззрения.

2.1. Произведите сравнительный анализ определений философии и мировоззрения:

Философия Мировоззрение
-это форма духовной деятельности, направленная на решение мировоззренческих задач, таких как что есть мир и каково место человека в нем, каково отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям; – это современная ей эпоха, постигнутая в мышлении, мировоззрение эпохи; — теоретическое ядро рационального мировоззрения. это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям; — это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире.

2.2. Примите к сведению следующие аспекты структурирования мировоззрения:

А)

миропонимание (познавательно-интеллектуальнаясторона мировоззрения, основу которой образует установка на оценку и объяснение чего-либо в мире)
мировосприятие (формирование познавательных образов, наглядных представлений)
мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения; эмоциональное переживание себя в мире)

В)

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ОБЫДЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
— формируется стихийно, бессистемно, носит фрагментарный характер; — образуют знания, полученные в повседневной жизни и основанные на здравом смысле; — высокая эмоциональная насыщенность знаний; — велика вероятность ошибок и заблуждений — формируется целенаправленно; — носит характер системы логически непротиворечивого и обоснованного знания; — определяющей является установка на критический анализ уже имеющегося знания; — опирается на специальный аппарат категорий.

 

Соответственно этим уровням мировоззрения различают так называемую обыденную (житейскую) и теоретическую философию. Именно теоретическую философию называютядром рационального мировоззрения.

2.3. На основе сравнительного анализа исторических типов мировоззрения определите специфику философии.

МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ
– это исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития и характеризующийся: а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности, б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением, в) безразличием к противоречию За многообразием мира стоит множество различных божеств. Миф целиком принимается на веру. — это исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, идея удвоения мира, а также жесткая ритуализация жизни, наличие культовых сооружение или предметов культа (для более зрелых религий наличие догматики). Главным объектом рефлексии выступает Бог (Абсолют). Необходимым элементом религии является установка на следование по пути, ведущему к Богу (Абсолюту). Поиск предельно общих оснований и принципов всего существующего. Объяснение многообразия существующего в мире на основе единого принципа или начала. Отказ от персонификации различных фрагментов мироздания.   Высокая, благодаря критическому отношению к уже имеющемуся знанию, мобильность, многовариативность подходов к решению проблем.   Нет как абсолютно истинных, так и абсолютно ложных положений.

3. Проанализируйте черты сходства и различия между философией и наукой.

загрузка…
ФИЛОСОФИЯ НАУКА
Когда философию относят к разряду науки, то имеют в виду, прежде всего то, что она представляет собой некую систему логически последовательного и обоснованного знания, ориентированного на выявление предельно общих оснований существующего. Истины философии чаще не подлежат опытной проверке. Многовариативность подходов к решению любых проблем. В истории философии не наблюдается прогресса. Нередко ценностью обладает не конечное знание, а путь, ведущий к нему. — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука тяготеет к формализации знания и его математическому обоснованию. Научное знание – это всегда, в конечном итоге, общепринятое знание. В науке имеет место прогресс знания. Для нее всегда важен конечный результат – истина. Однако приоритетным является изучение тех объектов, которые прямо или косвенно могут быть включены в преобразовательную деятельность человека. Научное знание реализуемо на практике.

4. Обратите внимание на дискуссионный характер концепций возникновения философии.

Концепции, объясняющие происхождение философии можно условно разделить на две группы. Одна группа концепций (например, мифологическая, религиозная, гносеогенная) отвечает на вопрос из чего или на основе чего возникла философия, другая группа отвечает на вопрос при каких условиях (например, диалектико-материалистическая).

Мифологическая концепция проводит идею рождения философии из мифологии, когда миф подлежит критическому преодолению, или на основе мифологии, когда отдельные ее идеи в результате устойчивой рефлексии трансформируются в самостоятельную систему знания, но уже не мифологического, а философского. Религиозная концепция настаивает на возникновении философии исключительно на основе религии (Древняя Индия и Китай, Средневековая философия) или из религии, в результате роста критического отношения к ней (древнегреческая философия). Гносеогенная концепция утверждает, что философия возникает из развивающегося рационального знания, из начатков наук.

Диалектико-материалистическая концепция, акцентируя внимание на то, что философия возникла примерно в VI веке до нашей эры сразу в трех цивилизациях (Индии, Китая, Греции) объясняет этот факт рядом общих для этих цивилизаций социально-экономических и политических факторов, а именно:

— переход к железному веку, обусловивший резкий скачок в росте производительных сил, вызвавший социальное расслоение, распад родоплеменных отношений, и как следствие, возникновение первых государств;

— развитие товарно-денежных отношений (появление монеты является свидетельством абстрактного мышления);

— появление письменности как предпосылка критического осмысления уже имеющегося знания;

— использование рабского труда, обусловившее отделение умственного труда от физического.

Считается, что перечисленные факторы определили рост критического отношения и к мифу, и к религии, и к уже имеющемуся на то время рациональному знанию. По мере усложнения жизнедеятельности людей первоначально миф, а затем и некоторые религии перестают выполнять свои функции, оказываются несостоятельными в решении возникающих перед людьми новых вопросов и проблем.

5. Запомните основные разделы философии, их сущность, место и роль в системе философского знания в различные исторические периоды (Предмет философии в исторической динамике).

Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. Предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности.

Европейская философия начинает свое развитие с натурфилософии (философии природы), ориентированной на осмысление чувственно воспринимаемого мира. В философии она занимает значительное место вплоть до ХVII века, т.е. до того самого времени, пока по мере накопления объективного знания о мире не трансформируется в естествознание.

Установка на поиск единого начала или причины всего многообразия мира природы привела философов к проблеме бытия, впоследствии ставшей центральной философской проблеме. Под бытием философы, как правило, понимали некий сверхчувственный, т.е. постигаемый только мыслью, принцип или основу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сначала было обозначено как метафизика, затем как онтология. В средневековой философии она сливается с теологией, т.е. учением о Боге. Онтология, будучи первоосновным философским учением, только в ХVII веке потесняется по причине своей исключительной умозрительности на другой план, а в ХХ веке подвергается принципиальному переосмыслению.

Вторым по значимости разделом философии стала гносеология или теория познания. Именно в лице гносеологии философия была обозначена как область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью. Главными проблемами гносеологии являются сущность механизма познания, познаваемость мира, истина. Средневековая философия подчинила познание вере Новоевропейская философия, напротив, характеризуется гносеологической направленностью, поскольку в ней проблемы познания выдвинулись на первый план. На этой почве философы разделились на такие направления, как эмпиризм, рационализм и иррационализм.

Философская антропология как учение о человеке получает статус самостоятельного направления лишь в ХХ веке, но этот вовсе не означает, что до этого времени в истории философии проблема человека носила какой-то второстепенный характер. Следует отметить, что в целом вся философия глубоко антропоцентрична, поскольку все проблемы, решаемые в ней, прямо или косвенно касались сущности и существования человека в мире. Как правило, любой философ, определившись с проблемами бытия и познания, обращался к этической проблематике, касающейся извечной дилеммой между должным и действительным в поведении и деятельности человека, здесь выявлялись общечеловеческие ценности. Первым же философию «повернул» лицом к человеку древнегреческий философ Сократ, считавшим бесполезным занятием изучение природы.

И, наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, на протяжении всей истории выявляла различные формы и способы социального бытия, механизмы и закономерности общественного развития. И только в первой четверти ХIХ века, когда обнаружилась несостоятельность классической философии в объяснении природы социальных катаклизмов (экономические кризисы, обострение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания самостоятельной науки об обществе. Этой наукой впоследствии стала социология.

6. Запомните, в чем заключается методологическая роль основного вопроса философии:

В структуре основного вопроса философии (ОВФ) выделяют два аспекта – онтологический (что первично: бытие материальной или идеальное?) и гносеологический (познаваем ли мир?). В соответствии с тем, как философы отвечали на эти вопросы, различают целый ряд философских направлений и принципов.