Творческий уровень

Вопросы к экзамену по курсу ОНИ

Репродуктивный уровень

1. Понятие о логике исследования.

2. Проблема и тема исследования.

3. Объект и предмет исследования.

4. Цели и задачи исследования.

5. Виды задач в исследовании.

6. Гипотеза исследования.

7. Соотношение идеи, замысла и …
гипотезы исследования.

8. Творческое ядро исследования.

Творческий уровень

1. Объяс­ните в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

2. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, пред­мет) идет речь в следующих фрагментах:

— коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени;

— процесс становления гимназии на базе средней школы с профиль­ным обучением;

— психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хро­нически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

— зависимость между стилем педагогического общения учителя и уча­щихся и успешностью учебной деятельности.

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

— формирование артистизма как элемент подготовки будущего педа­гога;

— готовность к саморазвитию как цель образования;

— использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

4. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи? Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-иде­алы, которые полностью осуществить невозможно? Попытайтесь выстроить систему за­дач для психолого-педагогического исследования на тему «Пути пре­одоления перегрузки старшеклассников учебной работой».

5. При каких условиях возможно заимствование для собственного ис­следования уже сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?

6. Отнесите приводимые ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым, к зве­ньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: пробле­ма — исходные теоретические положения — идея — замысел — гипотеза — желаемый результат.

— Необходимо учить всех по достаточно сложным программам, и учить успешно.

— Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.

— Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый дол­жен учиться победно!

— Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создает для каждого «точку опоры».

— Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, «тихого» опроса и других средств и приемов.

— Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятель­ности как база для успешного образования и утверждения в жизни.