Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

Раздел 5. Кайнозойская эра

Раздел 4. Мезозойская эра

Раздел 3. Палеозойская эра

Раздел 2. Докембрий

Раздел 1. Методы исторической геологии

Лекция 1. Понятие «фация». Методы исторической геологии. Задачи фациального анализа. Фациальный анализ – метод палеогеографических реконструкций. Методы фациального анализа: общие – актуалистический, сравнительно-литологический, анализ геологических разрезов; частные литофациальный и биофациальный. Классификация фаций. Морские, континентальные и переходные группы фаций.

Определение исторической геотектоники, её задачи и значение. Тектонические движения: орогенические (складкообразовательные и горообразовательные), эпейрогенические (колебательные) и горизонтальные. Методы геотектонического анализа: анализ геологических разрезов, фациально-палеогеографический, перерывов и несогласий, метод анализа мощностей, структурный анализ. Геофизические методы. …
Формационный анализ. Понятие «формация». Классификация формаций: осадочные, магматические, метаморфические (по составу) и платформенные, геосинклинальные, орогенные (по структурно-тектоническому признаку). Понятие о структурно-формационных зонах.

Строение земной коры и верхней мантии. Типы земной коры: океанический, материковый и переходный. Литосфера, астеносфера, тектоносфера. Материки и океаны – главные структуры земной коры.

Структуры земной коры материкового типа. Складчатые пояса (области) и платформы – основные структуры материков. Структуры складчатых поясов: антиклинории, синклинории, межгорные прогибы. Древние платформы. Строение: фундамент, чехол; щиты и плиты (синеклизы, антеклизы, авлакогены), этапы развития платформ, возраст, осадконакопление и магматизм. Молодые платформы.Понятие об эпиплатформенном орогенезе (тектоно-магматической активизации платформ). Полезные ископаемые.

Основные структурные элементы океанического дна. Краткая характеристика талассократонов (океанических платформ), срединно-океанических хребтов, глубоководных желобов, островных дуг, котловин окраинных морей. Основные тектонические концепции. Гипотезы фиксизма: контракционная, расширения Земли, изостазии, пульсационная и др. Гипотезы мобилизма: дрейфа материков, конвекционная, тектоники литосферных плит и др.

Учение о геосинклиналях. Краткая история возникновения понятия «геосинклиналь». Дж. Холл (1859), Дж. Д. Дэна (1866-1873) – основоположники учения. Определение понятий «геосинклиналь, геосинклинальный пояс». Место и время заложения геосинклиналей. Строение геосинклинальной области: миогеосинклиналь, эвгеосинклиналь, интрагеосинклинали, интрагеоантиклинали, срединные массивы. Этапы развития, особенности осадконакопления, магматизм. Циклы тектогенеза и фазы складчатости. Замыкание (консолидация, стабилизация) геосинклинальной области (пояса), возникновение на её месте складчатой (орогенной) области (пояса).

Тектоника литосферных плит. История её возникновения. Г. Хесс (1962), Р. Диц (1961), Ф. Вэйн и Д. Мэтьюз (1963) – основоположники теории. Основные понятия концепции тектоники литосферных плит. Границы литосферных плит: дивергентные, конвергентные и зоны коллизий (столкновения). Роль конвекционных течений в создании новообразованной океанской земной коры. Роль геотектонических гипотез в прогнозировании месторождений полезных ископаемых.

 

Самостоятельная работа 1.

 

Начать изучение теоретического материала нужно с соответствующих глав учебника.

ВЫУЧИТЬ ЦИКЛЫ ТЕКТОГЕНЕЗА

ВЫУЧИТЬ ТЕКТОНИЧЕСКУЮ СХЕМУ (главнейшие структурные элементы материков и океанов) (см. рис.).

 

Лабораторная работа 1. Геологическая карта.

 

 

Лекция 2. Общая характеристика, особенности состава и методы изучения докембрия. Расчленение докембрия. Органический мир.

Архейский акрон — акротема. Комплексы метаморфических пород (чарнокиты, мигматиты, кристаллические сланцы, «серые» гнейсы, джеспилиты и др.), условия формирования и распространение архейских комплексов. Гранито-гнейсовые купола, зеленокаменные пояса. Тектонические движения: саамский и беломорский циклы тектогенеза. Основные структуры земной коры в архее и история их развития.

Протерозойский акрон — акротема. Раннепротерозойский эон (эонотема). Комплексы г.п. (кристаллические сланцы, кварциты, джеспилиты, тиллиты, мраморы и др.), строение и распространение нижнепротерозойских комплексов горных пород. Основные структуры и история их развития. Фации нижнего протерозоя: древнейшие ледниковые отложения, джеспилиты, строматолиты и др. Карельская складчатость. Позднепротерозойский эон — эонотема. Развитие структуры земной коры. Байкальский цикл тектогенеза. Палеогеография, климат, полезные ископаемые докембрия.

Лабораторная работа 2. Разрезы по докембрию.

Самостоятельная работа 2.

Начать изучение теоретического материала нужно с соответствующих глав учебника.

СОСТАВИТЬ И ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ:

Докембрий. Расчленение, органический мир, основные геологические формации докембрия:

Таблица 3

 

Лекция 3. Историческая справка. Стратиграфическое и геохронологическое расчленение. Органический мир. Фации. Основные структуры земной коры и история их развития. Палеогеография, климат, полезные ископаемые.

Лабораторная работа 3. Построение стратиграфических колонок для PZ Восточно-Европейской и Сибирской платформ.

Самостоятельная работа 3.

Расчленение, руководящие формы (с просмотром коллекций), составление таблиц основных геологических событий в различные периоды палеозойской эры (см. табл. 4).

 

 

Лекция 4. Историческая справка. Расчленение. Органический мир. Тектонические движения: раннекиммерийская складчатость. Основные структуры и история их развития. Палеогеография, фации, климат, полезные ископаемые.

Лабораторная работа 4.

Самостоятельная работа 4.

Расчленение, руководящие формы (с просмотром коллекций), составление таблиц основных геологических событий в различные периоды мезозойской эры.

Лекция 5. Стратиграфическое расчленение, продолжительность периодов, органический мир. Альпийский цикл тектогенеза. Развитие геосинклинально-складчатых поясов (главным образом, Средиземноморского и Тихоокеанского) и платформ. Эпиплатформенный орогенез (образование великих африканских разломов и др.). Палеогеография, фации, начало кайнозойского материкового оледенения. Эоценовая трансгрессия – последняя крупная трансгрессия в истории Земли. Полезные ископаемые.

Лабораторная работа 9. Построение таблицы по палеогену или по неогену. Подготовка к зачету.

 

 

4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.

Таблица 5

Формируемые компетенции Разделы дисциплины
1. З2.16       х х х х х
2. З4.4       х х х х х
3. У2.16 х     х х х х  
4. У4.4                
5. В2.16   х     х х х  
6. В4.4     х х     х  

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Таблица 6

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО   Методы Лекц. Лаб. раб. Пр. зан./ Сем., СРС К. пр.
IT-методы х        
Работа в команде       х  
Case-study          
Игра          
Методы проблемного обучения.       х  
Обучение на основе опыта х        
Опережающая самостоятельная работа       х  
Проектный метод          
Поисковый метод       х  
Исследовательский метод          
Другие методы          

 

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

— изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий, учебных и коллекций палеонтологического музея;

— самостоятельное изучение теоретического и практического материала дисциплины с использованием учебных коллекций, специальной учебной и научной литературы;

— закрепление теоретического материала на лабораторных работах.

 

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

— изучении учебных коллекций по руководящим формам, фациям;

— выполнении домашних заданий (составлении таблиц по докембрию, периодам фанерозоя, стратиграфических колонок древних платформ);

— выполнении задания по методам историко-геологического анализа с индивидуальным набором образцов;

— подготовке к зачету;

 

6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

— стратиграфический кодекс;

— магнитостратиграфия;

— геотектонические гипотезы (контракции, пульсационная, горячих точек и мантийных плюмов). Концепция фиксизма и мобилизма;

— стратиграфия, палеогеография и история развития Западно-Сибирской молодой платформы.

 

(ТСР)направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

— поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенным группам ископаемых;

— исследовательской работе и участии в кружках, научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.