Творческая философия. Эстетика.

Под искусством Аристо­тель понимал как особый вид творческой человеческой деятельнос­ти, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля: «ис­кусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей», имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.

Судьба учения.

Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воз­действие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным.

Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристоте­ля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика признава­лась как единственно возможная вплоть до появления в XX в. неклас­сической (неаристотелевской) логики.

Космология Аристотеля, на базе …
которой Птолемей (II в. н.э.) раз­работал свою гелиоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в.

Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе.

Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самым популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX—XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрожде­ния ее начал опять «теснить» платонизм. В философии Нового време­ни метафизика оказалась практически полностью отброшенной: пос­ледний крупный философ, который еще говорил о «материи и формах», был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Ново-


го времени. В современной философии (XIX—XX вв.) она использует­ся только в неотомизме (схема 27).

Схема 27. Аристотель: истоки и влияние

Выводы

Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направ­лений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).

Схема 28. Формирование материализма, идеализма и дуализма

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схе­мы (схема 29). Тем не менее в силу традиции многие философы безо­говорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 15—16.)

Схема 29. Виды первоначал в древнегреческой философии