Типология государства. Различные подходы к выделению типов государства.

Основные внутренние и внешние функции государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства, та реальная роль которую играет государство. Основные направления деятельности подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Генеральная функция – обслуживание общенациональных интересов, реализация общих дел.

Внутренние функции:

а) защита прав и свобод граждан

б) экономическая функция

в) социальная функция

г) фискальная функция

д) правоохранительная функция

е) экономическая функция

ж) культурная функция


Внешние функции:

а) оборонная (широкое толкование – защита территориальной целостности, МО + ФСБ + ФПС + ГТК и т.д.)

б) международное сотрудничество с другими государствами.

в) сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕС, СБиР, СНГ и т.д.).

 

Типология государства:

Тип – совокупность признаков отличающих одно государство от другого.

Подразделение на типы может осуществляться с различных подходов:

1. Классический (формационный) подход придерживается классического материалистического учения марксистко-ленинской теории. Суть: определенному типу общества соответствует определенный общественно-экономическая формация, как совокупность производственных сил и отношений. Все это определяет тип общества и государства:

а) первобытнообщинный тип – государства нет.

б) рабовладельческий тип (есть антагонистические классы).

в) феодальный тип (есть антагонистические классы).

г) капиталистический тип (есть антагонистические классы).

д) социалистический (антагонистические классы отсутствуют).

2. Исторический подход очень прост, делит государства по историческим событиям без учета обычаев и традиций:

а) Древние государства (до 5 в.н.э. – распада Р.И.).

б) Средневековые государства (с 6 по 18 в.н.э.).

в) Новые государства (к. 18 – к. 19 веков)

г) Новейшие государства (20 в.)

3. Цивилизационный подход принимает за основу уровень развития цивилизации, культуры и т.д. (Артур Тойнби):

а) западная (Европейская).

б) православная (Византийская).

в) исламская.

г) индийская (буддийская).

д) китайская (конфуцианская).

е) японская.

ж) латиноамериканская.

э) африканская.

4. Идеологический подход за основу принимает официальную идеологию публичной власти:

а) коммунистические государства (Китай, Куба, Вьетнам).

б) социалистические государства (социал-демократия: Швеция, Франция).

в) консервативные государства (ФРГ, Англия (Тетчер)).

г) либеральные государства (США (Клинтон)).

д) националистические государства (Израиль, Эстония, Латвия, Индия).

7. Понятие и классификация форм государства.

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения. Формы государства синтезируются из 3-х систем: формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима.

Форма государства: форма правления + форма государственного устройства + форма государственно-политического режима.

ФП: Монархия + Республика; Монархия: Абсолютная + Ограниченная; Ограниченная: Дуалистическая + Парламентская; Республика: Президентская + Парламентская + Смешанная.

ФГУ: 1) Простая + Сложная; Простая: Унитарное; Сложная: Уния + Протекторат Империя + Фузия + Инкорпорация + Федерация + Конфедерация. 2) ВГУ + МГУ; ВГУ: УГ + ФГ; МГУ: Союз + Содружество + Сообщество.

ФГПР: Демократический + Недемократический + Переходный.

 

8. Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации.

Форма правления — #G0комплексный конституционно-правовой #M12291 820001460институт#S, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти (#M12291 820000763глава государства#S, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком Ф.п. является правовой статус #M12291 820000763главы государства#S (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом государстве). Для современных государств характерны две Ф.п.: республика и монархия.

Монархия #G0(гр. monarchia — единовластие) — форма правления при которой #M12291 820000763главой государства#S является #M12291 820002005монарх#S; власть монарха ,как пр., является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. — абсолютная и конституционная. Конституционная М. существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти #M12291 820002005монарха#S. Дуалистическая М. — переходная форма правления, при которой #M12291 820002005монарх#S сосредоточивает в своих руках всю #M12291 820001493исполнительную власть#S, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а #M12291 820001271законодательная власть#S юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет собой гораздо более демократическую форму правления. В парламентарной М. отсутствует конституционно-либеральный дуализм: права #M12291 820002005монарха#S ограничены во всех сферах осуществления гос. власти. Он лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении #M12291 820001988министров#S (т.н. #M12291 820001686контрассигнация#S). #M12291 820001493Исполнительная власть#S осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. — выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где #M12291 820000763главой государства#S является #M12291 820002005монарх#S, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Дуалистическая – власть делится. Конституционная – власть передается. Квазимонархия (как бы монархия) – бывшие колонии Великобритании, которые признают власть английской королевы (Канада, Австралия, Н.Зеландия, Ямайка и т.д.). Формально королева назначает своего представителя – генерал-губернатора.

Загрузка…

Республика #G0(лат. res/publica от res — дело, publicus — общественный) — форма гос. правления, при которой все высшие органы гос. власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а #M12291 820000853граждане#S обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую Р. и Р. смешанного типа (полупрезидентскую). Юридически отличительными чертами президентской Р. (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемый на всенародных #M12291 820000689выборах#S президент является одновременно #M12291 820000763главой государства#S и #M12291 820001487исполнительной#S власти. Он формирует свою #M12291 820001487исполнительную#S администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. В правительстве, как пр., отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских Р. встречаются наличие поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять отдельных #M12291 820001988министров#S. Парламентская Р. (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь #M12291 820000763главой государства#S, но не #M12291 820001487исполнительной#S власти. Президент осуществляет свои полномочия, как пр., только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему #M12291 820000670вотум#S недоверия, если последнее теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные #M12291 820000689выборы#S. В Р. смешанного типа (Франция, Финляндия, Румыния) элементы президентской Р. сочетаются с элементами парламентской Р. Президент (#M12291 820000763глава государства#S) избирается, как пр., на всеобщих #M12291 820000689выборах#S и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет лишь общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. По ряду формально-юридических признаков к Р. смешанного типа можно отнести и РФ.

 

9. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.

Форма государственного устройства — #G0в науке #M12291 820001652конституционного права#S способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Территориальное деление государства, которым определяются взаимоотношения между ним и его отдельными частями. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин "форма национально-государственного устройства". Различаются два вида Ф.г.у. – внутригосударственное и межгосударственное устройство. ВГУ: федерация и унитарное государства. МГУ: конфедерация (союз, содружество, сообщество).

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два класса сложных государств – протекторат и уния.

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит. Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.

#G0Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государства, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государства гос. образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти федеральные органы и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Гос. образования, составляющие Ф, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или #M12291 820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли #M12291 820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291 820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей (США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей (РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10 авт. округов — всего 89 субъектов).

#G0Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) — форма союза государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и гос, организации.

#G0Европейские Сообщества — объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224 195588856 2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554 3452098266Европейского экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957 г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество др. Европейских интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в соответствии с Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые органы трех сообществ. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских соглашений (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающих создание к концу XX века политического союза, включая общую #M12291 820002263оборону#S и валютно-финансовую систему Е.С. стали именоваться #M12293 0 820001196 468716681 3789495318 1328294600 10 468718556 293496503 531746631 4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С. используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует совершенное единство #M12291 820002089народов#S Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к радости" Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.

#G0Союз — 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291 820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле используется понятие "свобода союзов".

#G0Содружество наций#M12291 820002134#S — объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971) подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества, действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Цель С.н. — содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291 820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н. входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291 820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и правительств.

Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291 820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне #M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291 820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291 820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата). 7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование). 8. Секретариат.

Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S, признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества, состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.), 15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации, контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2) мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З) программы помощи развитию.

#G0Содружество независимых государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР — РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г., ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291 820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.

В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11 государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и соглашений бывшего Союза ССР.

На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными #M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291 820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291 820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291 820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ, Совет по #M12291 820001772культурному#S сотрудничеству государств — участников СНГ, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет государств — участников СНГ, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ, Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.