Технологическое прогнозирование

Технологическое прогнозирование возникло позже экономиче­ского. Его необходимость обусловили серьезные сдвиги в техно­логии, постоянно происходящие в современной экономике.

Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких технологий отказаться.

При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стра­тегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.

Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой техноло­гии. Используя технологические прогнозы, можно определить воз­можности текущей технологии, потолок ее использования и необ­ходимость в срочной смене технологии.

Техническое прогнозирование имеет наиболее важное …
значе­ние для фирм, которые являются технологическими лидерами в от­расли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в тех­нологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современ­ных российских предприятий связано в первую очередь с переори­ентацией производства и приспособлением его к рыночному спро­су. А такая переориентация практически невозможна без техноло­гической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению реко­мендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.

В целом роль технологического прогнозирования гораздо ши­ре, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты техно­логического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздейст­вие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.

Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами потребности покупателей отстают от быстро ме­няющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститу­тов — технологических новинок. Следовательно, фирмы, во-первых, должны уметь предусматривать возможные изменения в технологии и, во-вторых, уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были готовы к восприятию товаров-новинок. Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.

Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохране­нию существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.

Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, те­лекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.

Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно метод подготовки сценариев, метод Дельфи, методы экстраполяции трендов и некоторые другие.

Вместе с тем для технологического прогнозирования характер­ны некоторые специфические методы, среди них — морфологиче­ский анализ, анализ перекрестного влияния.

На схеме (рис. 36) показана взаимосвязь методов технологиче­ского прогнозирования и подготовки стратегического плана пред­приятия.

Рис. 36. Технологическое прогнозирование и подготовка стратегического плана

Большой популярностью у фирм, занимающихся технологиче­ским прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях:

=> генной инженерии;

=> системы телекоммуникаций;

=> автомобилестроения;

=> техники и технологии для фармацевтической промышлен­ности;

=> автоматизации домашнего хозяйства и многих других.