Техника проектирования проектной линии продольного профиля

В настоящее время наибольшее распространение получил метод проектирования проектной линии продольного профиля верти­кальными кривыми, сопрягающимися непосредственно друг с дру­гом или при помощи прямых вставок. Этот метод разработан Н.М.Антоновым (метод Антонова).

Согласно СНиПу 2.05.02 — 85, вертикальные кривые должны вписываться в местах переломов проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов 5% и более на до­рогах I и II категорий, 10% и более на дорогах III категории и 20% и более на дорогах IV и V категорий. Уклоны на подъемах считают со знаком "плюс", а на спусках — со знаком "минус".

С целью повышения плавности движения радиусы вертикальных кривых нужно принимать возможно 6ольшими.

При проектировании проектной линии вертикальными кривыми …
(метод Антонова) на точно вычерченный профиль местности накла­дывают прозрачные шаблоны вертикальных кривых разных радиусов, выполненных в масштабах продольного профиля (Мгор — 1:5000, Мвер — 1:500).

По периметру шаблона (рис. З.6) нанесены штрихи с указанием уклонов в тысячных к местам касания прямых. На шаблонах имеются также горизонтальные и вертикальные линии для правильного их ориентирования при работе на миллиметровой бумаге.

Пользование шаблонами значительно облегчает проектирование проектной линии, так как дает наглядную картину от вписывания того или другого радиуса вертикальной кривой в каждом конкретном случае. Вертикальные кривые имеют восходящие и нисходящие ветви (рис.З.7). По восходящей ветви все касатель­ные имеют положительный уклон, а по нисходящей ветви — отри­цательный. В точке вертикальной кривой, где восходящая ветвь переходит в нисходящую (на выпуклых кривых), или наоборот (на вогнутых), — касательная горизонтальна и уклон ее равен нулю.

 

Рис.3.5. Образец шаблона для проектирования вертикальных кривых.

Нанесение прямолинейных участков и вписывание вертикальных кривых по шаблонам составляет первый этап проектирования проектной линии. На этом же этапе определяют положение и проектные отметки связующих точек. Связующие точки — это точки, на которых меняются геометрические элементы проект­ной линии — уклоны кривых, радиусы вертикальных кривых, нуле­вые точки, переходы выпуклых кривых в вогнутые (или наоборот).

На втором этапе проектирования вычисляется высотные от­метки пикетов и всех промежуточных точек, расположенных в пре­делах вертикальной кривой. Для вычисления проектных отметок в пределах вертикальных кривых пользуются таблицами Н.М.Антонова, составленными по двум схемам (рис.З.8).

В расчетной схеме № 1 за начальную точку 0 принято начало вертикальной кривой (слева по ходу), и все расстояния l и пре­вышения h определяются по отношении к этой точке. Этой схемой обычно пользуются при последовательном проектировании слева направо.

Рис. 3.7. Виды вертикальных кривых:

а — выпуклая ; б — вогнутая

Рис.3.8. Расчетные схемы: а — схема №1 , б — схема №2

В расчетной схеме №2, за начало принята вершина вертикаль­ной кривой 0, а все расстояния и превышения определяют по от­ношению к вершине вертикальной кривой. Схема №2 удобна при проектировании в обе стороны от контрольных фиксированных то­чек, например, от мостов, путепроводов и пр.