Тема III. Акустическая фонетика

 

Занятие 5. Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы

 

1. Акустическая классификация звуков русского языка. Акустические признаки русских звуков: вокальность / невокальность, консонатность / неконсонатность, высокая тональность / низкая тональность, диффузность / компактность, прерванность / непрерывность, резкость / нерезкость, звонкость / глухость.

2. Соответствия между артикуляционной и акустической классификациями.

3. Методы исследования акустической стороны речи.

Литература

 

I. 3, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 27, 31, 36.

II. 41, 42, 45, 61, 64, 65, 66.

 

Термины

 

Акустика, акустический комплекс, артикуляционно-акустическое …
единство, вокальность, высокая тональность, высота, гармонические колебания герц, глухость, диффузность, длительность (звука), длительные звуки, долгота звука, звонкость, инфразвуки, колебательные движения, компактность, консонантность, невокальность, негармонические колебания, неконсонантность, непериодические колебания, непрерывность, нерезкость, низкая тональность, периодические колебания, прерванность, резкость, сила (звука), тембр, темп, тон, ультразвуки, шумы.

 

1. Определите слово по данным акустическим признакам его звуков. Почему для узнавания этих звуков достаточно только перечисленных признаков?

1) вокальный резкий недиезный

2) неконсонантный компактный бемольный

3) вокальный низкий прерванный недиезный (АР) (60, 26).

 

2. Определите слово по данным акустическим признакам его звуков. Дополните недостающие акустические характеристики каждого звука. Если найденное слово сравнить со словом ВИЗГ, то какими акустическими признаками и каких звуков они будут различаться?

1) высокий диезный прерванный звонкий

2) неконсонантный диффузный небемольный

3) невокальный высокий диффузный непрерывный

4) компактный прерванный нерезкий (СР) (60, 26).

 

3. Какое новое слово получится, если в данных словах заменить звуки. Укажите, каким артикуляционным признакам соответствуют данные акустические (АР).

1) небемольные на бемольные: бык, дам, там, дым, как, сан, шаг, вял, тик, крик, граб, рак, тряпка

2) диезные на недиезные: бил, сир, пил, мял, рёк, темный, вел, хоть, сев, жарь, конь, трёпка, мерь, горю, лик

3) первые низкие на высокие: пас, бас, моль, фон, вал, как, год, холка, хлопать, клей, корт, мок, пёс, бел

4) первые диффузные на компактные: бас, балка, фат, сына, пол, парта, зала, сдать, цех, суп, буди, пуст

5) первые нерезкие на резкие: тент, тяни, тело, счастью, щёлка, считай; укажите, какие еще признаки у этих звуков меняются при замене на резкие

6) первые прерванные на непрерывные: бред, бой, пары, дал, ток, кол, коры, кот, дверь, тёк, тын, твой, пена (60, 25).

 

4. Затранскрибируйте текст. Найдите в нем ассонансы и аллитерации. На каких акустических признаках звуков они построены?

 

1) Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся. (О. Мандельштам) (АР)

 

2) Есть иволги в лесах, и гласных долгота –

В тонических стихах единственная мера.

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике Гомера. (О. Мандельштам) (СР) (60, 27)

 

5. Затранскрибируйте тексты. Найдите в них резкие диффузные звуки, а затем – звуки, противоположные им по каждому из этих признаков (нерезкие диффузные, резкие компактные и нерезкие компактные). По каким акустическим признакам противопоставлены выделенные группы согласных? Найдите внутренние рифмы. Какие строки объединяются этими рифмами?

 

1) Я получил блаженное наследство –

Чужих певцов блуждающие сны;

Свое родство и скучное соседство

Мы презирать заведомо вольны (АР) (О. Мандельштам).

 

2) Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна (А.С. Пушкин)(СР).

 

3) Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют (А.С. Пушкин) (60, 27-28)

 

6. Найдите в тексте 2 задания 5 неконсонантные бемольные звуки и вокальные диффузные прерванные. Как они организованы? Найдите невокальные компактные низкие и неконсонантные компактные низкие звуки. Сравните тексты 2 и 3 (АР). (60, 27)

 

7. Какие неконсонантные звуки преобладают в тексте 3 задания 5? Какой акустический признак для этих звуков является ведущим(СР)? (60, 27)

 

8. Дайте акустическую характеристику слов.

Есть, рожь, центр (АР).

Ночь, газ, клуб(СР). (60, 28)

 

9. Ответьте на вопросы (СР).

1) «+» или «-» информативнее в характеристике признаков «вокальность» и «консонантность»?

2) Можно ли судить о признаке «вокальность», если известно, что звук глухой?

3) Можно ли судить о признаке «звонкость», если известно, что: 1) звук неконсонантный, 2) звук консонантный, 3) звук вокальный?

4) Можно ли судить о признаке «резкость», если известно, что звук непрерывный?

5) Можно ли судить о признаке «прерванность», если известно, что звук резкий?

6) Можно ли судить о признаках «прерванность», «резкость» и «звонкость», если известно, что звук невокальный?

7) Назовите все звуки русского языка, которые 1) резкие и вокальные, 2) вокальные и нерезкие, 3) резкие и невокальные. (60, 28)

 

10. Назовите акустические признаки, соответствующие данным артикуляционным:

1) характеристике согласных по месту образования; какие артикуляции гласных соответствуют этим акустическим признакам (АР)?

2) характеристике согласных по способу образования; какие гласные характеризуются по этим признакам(СР)?

3) характеристике гласных по подъему; каким артикуляционным признакам согласных соответствуют эти акустические признаки (АР)?

4) характеристике гласных по ряду; каким артикуляционным признакам согласных они соответствуют (СР)? (60, 28)

 

11. Охарактеризуйте звук (СР):

1) по признаку бемольности и звонкости, если он невокальный и конечный; приведите примеры

2) по признаку бемольности, если он неконсонантный низкий компактный и стоит в безударной позиции; приведите примеры

3) по признаку диезности, если он неконсонантный и стоит после консонантного диезного; приведите примеры (60, 29).

 

Тема IV. Фонетические процессы