Тема. Частица как часть речи.

Урок 130

Урок 128-129

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цели: проверить знания учеников по темам «Предлог» и «Союз»; | закрепить навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания.

Ход уроков

I. Диктант

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую ^ дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! …
Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло.



(133 слова) (Ю. Олеша)

II. Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.

(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)

II. Изучение темы «Частица как часть речи»

1. Слово учителя.

Название этой части речи говорит само за себя: частица — маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки…

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:

— сомнительное станет явным {Я выучил уроки);

— нарушится логика {Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

— смысл поменяется на противоположный {Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала: § 62, р. 164.

> III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение;

фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.

Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом 1и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик — [што]. I Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, Ш в шестом предложении — вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном •наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?

2. Упражнение 358: устно.

Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова — частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического Значения.

Домашнее задание

1. §62.

2. Упражнение 359.