Тема 4. Первобытно-синкретический тип культуры

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Культурология

 

 

Направление подготовки: 081100.62 Государственное и муниципальное управление

 

Профиль подготовки: Общий

 

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

Тверь

 

Рабочая тетрадь состоит из разноуровневых, тематически объединенных заданий. Задания составлены …
с учетом требований компетентностного подхода к обучению и позволяют организовать практическую деятельность студентов на занятии, дают возможность углубленно изучить основные проблемы курса, систематизировать знания о процессах взаимодействия природы, человека, общества, культуры и сформировать личную позицию в отношении современных социокультурных процессов.

Для заполнения «Рабочей тетради» используйте базовый учебник: Культурология: учебник для бакалавров / под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с. и словарь – глоссарий, помещенный в конце рабочей тетради, сеть «Интернет».

Тема 1. Культурология как наука.

1. Раскройте содержание следующих терминов и понятий

— культура………………………………….

-культурология………………………………

-история культуры………………………………………..

— социология культуры……………………………………………..

— культурная антропология………………………………………………

— прикладная культурология…………………………………………………………

2. С какими науками у культурологии междисциплинарные связи? Какие стороны культуры они раскрывают?

3. Из каких основных разделов состоит культурология?

4. Каковы основные методологические подходы в изучении культуры?

 

Тема 2. Типология культуры.

1. Как соотносятся этническая и национальная культура?

 

2. В чем состоит различие между традиционной и инновационной культурами?

 

3. Почему возникло различие между культурами Запада и Востока, Севера и Юга?

 

4. Как сочетается разнообразие культур с культурным единством человечества?

 

5. Чем обусловлено своеобразие русской культуры?

 

Тема 3. Феномен культуры.

1. В чем состоят особенности информационно-семиотического подхода к культуре?

 

2. Чем отличаются функциональные знаки от естественных?

 

3. Чем отличается культурная ценность от нужности?

 

4. Какова Ваша система ценностных ориентаций?

(напишите Ваши жизненные ценности в порядке приоритета)……………………………………………………………………………………

 

Тема 4. Первобытно-синкретический тип культуры

1. Раскройте содержание следующих терминов и понятий

— синкретизм

— анимизм

-тотемизм

— фетишизм

— магия

— мифология

 

2. Известный немецкий учёный и путешественник Б.Гржемек передавал историю, услышанную от одного из офицеров, служивших во французской колонии Берег Слоновой Кости: "Недалеко от городка… была небольшая, издали очень красивая роща. В один из дней офицер решил прогуляться туда, но был остановлен своим помощником-африканцем. “Бога ради, не ходите в этот лес! Ни один белый не имеет права посещать его… и я не могу поручиться, что, войдя в этот лесок, вы не схлопочете ядовитую стрелу или через пару дней не умрёте от какой-нибудь загадочной болезни. Лес этот — табу! Африканцы утверждают, что в нём живут боги”.

Оказалось, что это табу ранее проявляло своё действие. На опушке леса виднелись обгоревшие развалины фабрики, построенной там предпринимателем-бельгийцем. Он получил или купил землю у колониальных властей, но, согласно верованиям жившего в этих местах народа бауле, земля принадлежала одному из местных божеств. Жрецы сначала предложили бельгийцу принести в жертву вола, но белый отказался. Он считал, что земля и так принадлежит ему. Вскоре он внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а вслед за ним умерли его младший брат и сын. В семье бельгийца остались только женщины. Они конечно, поспешили вернуться домой в Европу. Вскоре здание фабрики сгорело дотла…

— Что такое табу?

 

— Какие табу Вы еще знаете?