Сведение глобальных проблем к экологической является типичной ошибкой, допускаемой дилетантами.

Экологическая проблема хотя и признается сегодня одной из самых приоритетных, но не является единственной. Существует несколько вариантов классификации глобальных проблем. В каждой классификации глобальные проблемы располагаются в определенной иерархической последовательности.

3.3.Примите к сведению следующую классификацию глобальных проблем современности.

виды примеры взаимообусловленности
1. Проблема ядерной войны. Ядерная война станет причиной экологической (например, ядерная зима) и демографической (истребление человеческого генофонда) катастрофы.
2. Проблема развития экономической интеграции. Сильное отставание в экономическом развитии ряда стран способствует росту нищеты, …
обострению политической нестабильности, активизации террористической деятельности.
3. Мировой терроризм. Угроза войны, угроза жизни человека, экологическая катастрофа (ущерб).
1. Экологическая (подробно в модуле-2, УЭ -3). Экономически слаборазвитые страны заведомо являются сырьевыми «придатками», а их территория – местом захоронения радиоактивных отходов.
2. Демографическая.   Перенаселение планеты может способствовать обострению продовольственной проблемы, росту экономической и политической напряженности в мире.
3. Энергетическая. Военные конфликты как средство борьбы за основные источники энергоресурсов и, как следствие, нарушение основного права человека – права на жизнь.
4. Продовольственная. Рост городов способствует сокращению сельскохозяйственных угодий.
1. Проблема нищеты.   Нищета как источник массовых эпидемий типа чумы, холеры, брюшного тифа и т.п., как источник политической нестабильности, почва для развития терроризма.
2. Здравоохранение и образование. Низкая доступность здравоохранения и образования в экономически слабо развитых странах, соответственно, отсутствие возможностей для реализации ряда прав человека.
3. Гарантия прав человека. Война, нищета, плохая экология и т.п. – факторы нарушения прав человека.

Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы.

4.1. Охарактеризуйте сущность постиндустриального общества.

Постиндустриальное общество (понятие появляется в конце 50-х годов 20-го века) – это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время, растет благополучие и т.д. По первоначальной версии управлять таким обществом должны люди с высшим инженерным образованием, т.е. технари.

В 60-70 годы появляются синонимичные понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество.

В широком смысле постиндустриальное общество – это общество высоких технологий, прежде всего, информационных. « Кто владеет информацией, тот владеет миром», вот его главный лозунг. Техника, получения, преобразования и передачи информации становится чрезвычайно актуальной. Сегодня делается ставка на принципиальное увеличение скоростей выработки и оперирования информации, ибо это могло бы позволить человеку своевременно предупреждать все негативные эффекты своей деятельности.

Начиная с 90-ых гг. ХХ века понятие постиндустриального общества постепенно вытесняется понятием информационного общества,котороев последствии становится ключевым.Информационное общество — это новая форма цивилизации,атрибутами которой являются, во-первых, новые социальные феномены — интернетный стиль жизни, информационное поведение, информационная культура, информационное общение и др.,

во-вторых, новые социальные процессы — глобализация социальных процессов, зомбирование общества, цифровой раскол, информационные войны, компьютерная преступность, антиглобализм.

4.2. Проанализируйте основные противоречия постиндустриальной цивилизации.

Культ науки и техники обусловил ряд противоречий современной цивилизации:

— между постоянно растущим уровнем потребления и сокращающимися природными

ресурсами;

— между высокими темпами развития индустриально развитых стран и низкими темпами развития отсталых стран;

— между высоким уровнем образования интеллектуальной элиты общества и низким образованием маргинальных слоев общества;

— между постоянным совершенствованием техники (ростом скоростей, функций) и ограниченными психофизиологическими возможностями человека;

— между стремлением к безопасности, порядку и стремлением обеспечить эту безопасность с помощью совершенствования и роста оружия в мире.