Сущность и необходимость (назначение) аудита

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость конспекта лекций по дисциплине «Аудит» обусловлена обобщением отечественного наследия учетно-теоретических знаний о бухгалтерском, налоговом и управленческом учете, анализе хозяйственной деятельности, трудовом и гражданском праве, знании методологии, методики и методов, применяемых в бухгалтерском учете и налогообложении, обладании конкретными познаниями о тенденциях и перспективах развития учетной системы.

В курсе лекций освещаются вопросы планирования аудиторской проверки, определение уровня существенности и аудиторского риска, порядок проведения проверки по отдельным разделам бухгалтерского учета, порядок формирования мнения аудитора по результатам проведения проверки.

Курс ориентирован на освоение широкого спектра освоения материала по проведению аудиторской проверки.

Лекция 1

Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

Сущность и необходимость (назначение) аудита.

Виды и типы …
аудита.

Цели внешнего и внутреннего аудита.

Сущность и необходимость (назначение) аудита

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987-1988 гг., и в настоящее время они организованы практически во всех го­родах страны и даже в отдельных районных центрах субъектов Российской Федерации.

Деятельность аудиторов в России, как и в других странах рыночной экономики, регулируется на основании законов.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществ­ляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (от 30.12.2008 № 307-ФЗ) и принятыми в соответ­ствии с ними федеральными законами, регулирующими отноше­ния, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и при­нимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверно­сти финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого соответствии с законодательством РФ уполномоченными орга­нами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществля­ющие свою деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутству­ющие аудиту услуги, в частности:

1. постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2. налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5. юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6. автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7. оценочную деятельность;

8. разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Обязательный аудит проводится ежегодно в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

 

Виды и типы аудита

Аудиторский контроль как в западных странах рыночной экономики, так и в Российской Федерации подразделяется на вне­шний и внутренний.

Внешний аудитосуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Отличительной особенностью внешнего аудита является еще то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяе­мом экономическом субъекте никаких интересов – не являются уч­редителями, собственниками, акционерами, руководителями и ины­ми должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерс­кой (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве (родите­ли, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством орга­низации и не связаны с ним служебными отношениями.

Внутренний аудит осуществляется специальной службой орга­низации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Фактически это развитие и со­ставная подсистема внутрихозяйственного контроля, но по со­держанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подраз­делений и материально ответственных лиц организации за вы­полнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъек­та. Кроме того, внутренний аудит в значительной мере является информационной базой для внешнего аудита, проводимого в отдельных хозяйствующих субъектах в обязательном порядке согласно законодательству.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия в уровнях независимости, целях и по вре­мени проведения проверок. Потребность во внутреннем аудите все чаще и чаще возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирую­щих механизмы экономических методов управления и экономи­ческие отношения субъектов предпринимательства с их партне­рами, сегментами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, по­терь и хищений материальных и денежных ресурсов организа­ции, своевременного предупреждения и своевременной разработка рекомендаций по выходу из финансовых трудностей.