Структурный подход к организации

Классификация принципов организации

Взаимодействие законов организации и их практическое приложение

Лекция 7.

1.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
2. Классификация принципов организации

 

 

Каждый из рассмотренных законов отражает механизм проявления тех или иных количественных и качественных сторон организационных отношений. Благодаря знаниям законов мы открываем для себя многообразие форм, существования организационных отношений. Законы организации действуют не изолировано, а во взаимодействии, дополняя друг друга. Например, закон наименьших и пропорциональности позволяют определить «узкие места» при построении и функционировании организаций.

Часть законов рассматривают организацию сточки зрения статики (закон композиций, закон пропорциональности, закон наименьших, закон онтогенеза), …
другая – с точки зрения динамики (закон синергии, закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон самосохранения).

Практическая реализация этих законов заключается в создании условий для их практического применения.

 

 

Принцип есть исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации – это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования.

Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон — в виде образа (положительного знания), принцип — в виде определенного требования (регулятивной нормы). Также принцип может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей фор­мы бытия, того или иного свойства материальных и иде­альных образований.

Классификация принципов:

1. По степени обоснованности:

а) научные – сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность;

б) обыденные – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

2. По степени универсальности:

а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;

б) специфические – действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;

в) ситуационные – те, которые действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:

а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б) при взаимодействии природы и человека;

в) только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:

а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);

б) между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в) между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации:

принцип цепной связи (всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь);

принцип интегрессии (образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми, например, поточная линия — машины, работающие в едином ритме);

принцип подбора/отбора (фундаментальный принцип организации, т.е. обобщается все полезное и отметается все бесполезное);

принцип подвижного равновесия, т.е. объект, отдавая свои силы, и энергию может дальше также функционировать; организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде;

принцип слабого звена (организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена).

Таким образом, принципы организации условно можно разделить на 3 группы:

1) принципы организационной статики (статической организации), определяющие правила построения структур (структуризация): целеполагание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность полная координация функционирования всех составляющих, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей, единство распорядительства, диапазон контроля;

2) принципы организационной динамики (динамической организации), как общие правила формирования организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффек­тивность, восприимчивость, информативность, надеж­ность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмич­ность, синхронность;

загрузка…

3) принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации: концептуа­лизация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, специализация, стандарти­зация, унификация, персонификация и регламентация.

 

Лекция 8. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Структурный подход к организации
2. Централизация и децентрализация. Делегирование

 

Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системнообразующих связей и отношений, существующих между подразделениями и работниками организации, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на 3 группы:

связи непосредственного взаимодействия;

отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации;

соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации, т.е. обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

Структура – устойчивая характеристика системы. Составляющие связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными.

На действенность и эффективность структуры влияют:

действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низший, средний, высший).

При умелом сочетании указанны трех факторов может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

Характеристики структуры:

1) формализация. Разделяют формальные и неформальные организации. Формальная организация – предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность. Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций в организации. Степень формализации может меняться. Неформальные организации, в которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под воздействием различных факторов, общий интерес группы, объективная необходимость сотрудничать.

2) разделение труда. Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда, это деление организации на уровни управления. Чем больше ступеней существует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложной является данная организация. Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения труда между отдельными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний и умений, тем более горизонтально сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций и охватывает: определенные работы; определенные взаимосвязи между отдельными видами работ.

3) функционализации – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации; охвате контролем — это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Говоря о разделении труда необходимо сказать о глубине специализации. Т.е. многие работники в течение длительного времени выполняют ограниченное количество работ – однообразных, имеющих минимальный масштаб и глубину, т.е. шаблонные работы. Обследования показали, что существует небольшое количество работников, которым нравиться повторяемость труда. Монотонность труда вызывает утомляемость. Задача состоит в том, чтобы научиться преодолевать отрицательные последствия разделения труда. Это становится возможным на пути укрупнения технологических операций, чередованием работ и эффективным их планированием. Т.к. существует разделение труда, то возникает необходимость в контроле. Термин «охват контролем» означает размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя. Сколько же должно быть подчиненных? Это зависит от ряда факторов:

требуемый контакт. В различных видах производства, научно-исследовательских и других работах существует необходимость в частых контактах и высоком уровне координации между руководителем и подчиненными (совещания, консультации, конференции, личный контакт);

уровень образования и подготовленность подчиненных являются основополагающим в установлении контроля на всех уровнях управления. Общепринято, что управляющий на более низких уровнях управления руководит большим количеством подчиненных, поскольку работа на этих уровнях более специализирована;

способность общения играет важную роль в налаживании эффективного механизма разрешения проблем в различных рабочих ситуациях, реальной и оперативной координации деятельности подразделения и работников. Чем более однородны проблемы, которыми занимается руководитель, тем больше он может иметь подчиненных. Широкий охват контролем может быть очень эффективен при использовании высокообразованной рабочей силы, а узкий охват контролем, когда подчиненные не получили соответствующей подготовки выполнения работы. С учетом рационального охвата контролем и в интересах достижения эффективной координации организация подразделяется на структурные блоки (департаменты, отделы, службы).

Департаментализация бывает:

функциональной — группировки работников в зависимости от выполняемых функций (цели твоего только подразделения);

территориальная — создание групп на базе отдельной территории;

производственная — группируются на базе продукции;

проектная — группировка людей на временной основе;

смешанная, т.к. каждый способ группировки имеет свои плюсы и свои минусы, то используется смешанная форма.

Структура власти обеспечивает основу для определения задач каждого звена и выработки механизма контроля действий. Должность является ключом к определению объема власти, проявляющейся в процессе принятия решений. Управление ходом событий в организации осуществляется сверху вниз в соответствии с иерархией власти. Разумеется, привлечение низовых звеньев к принятию решений и управлению является важным условием этого процесса.