Структура сознания.

Анализируя проблему сознания, нельзя оставить без внимания вопросы о том, что входит в него и как оно «работает», функционирует. Опыт сознания являет нам, с одной стороны, естественную целостность и органичность, которую трудно расчленить на те или иные отдельные элементы, полностью осознаваемые и контролируемые. С другой стороны, наш разум подчас вступает в конфликт с чувствами, воля – с опытом и памятью, при этом без механизмов самоконтроля и самопознания едва ли возможно говорить о подлинном существовании личности. Тем самым опыт сознания может характеризоваться как единство тотальности и структурированности, стихийности и организованности.

В зависимости от выделенных природно-психических, индивидуально-личностных и социокультурных проекций анализа сознания можно говорить и о его основных структурно-функциональных характеристиках.

Одной из первых …
концепций структуры и функционирования сознания в культуре 20 века стала предложенная З.Фрейдом модель психики, рассматривающая последнюю в единстве таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego), и «Сверх-Я» (super-ego).

Феномен сознания («Я») здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно») и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»).

Вместе с тем представляется возможным структурировать также «внутренний опыт» сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве первичной конструкции здесь можно говорить о выделении следующих уровней сознания: чувственно-эмоционального, связанного с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивного, предполагающего интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом, интуитивно-волевого, акцентирующего не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания. К особенностям чувственно-эмоционального уровня относятся его конкретность и «реактивность» (то есть он строится преимущественно как обратная реакция на воздействие внешней среды).

Абстрактно-дискурсивный уровень, напротив, предполагает всеобщность и социокультурную обусловленность своих элементов. Здесь фиксируются те свойства и характеристики действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом последующих логических операций. Универсальная всеобщность этого уровня конкретизируется в речи и языке как культурных механизмах хранения и трансляции информации.

Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувств и разума в опыте сознания. Соединяя конкретность первого и всеобщность второго, он фактически очерчивает уникальный опыт души, самосознания, «Я», в котором фокусируется своеобразие личности.

Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания