Стилистические функции антонимов. Типичные ошибки, связанные с выбором антонимов

Антонимы —это слова с противоположным значением. Речь идет о предметах и явлениях одного рода, так что с точки зрения предметной отнесенности такие слова обнаруживают определенную близость, располагаясь в одной семантической сфере.

1. Контрарными (противоположными) антонимами являются крайние асимметричные члены упорядоченного множества (контрарные видовые понятия), между которыми существует средний, промежуточный член: молодой (нестарый, немолодой, пожилой) — старый; холодный (негорячий, прохладный, теплый) — горячий.

2. Комплементарныеантонимы в отличие от контрарных характеризуются тем, что между противопоставляемыми членами, видовыми понятиями, нет никакого промежуточного члена: живой — мертвый, истинный — ложный, вместе — врозь.

3. Векторные антонимы обозначают разнонаправленные действия, движения или признаки: подниматься — опускаться, входить — выходить, революционный — контрреволюционный.

Бывают и контекстуальные антонимы.


Функции антонимов в речи многообразны:

1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы. И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар (В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость..)

5. Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу)

Антонимические пары должны составляться логично. Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков (некоторые примеры заимствованы у И. Б. Голуб): «Дорога шла прямая, хотя и извилистая».

Нельзя сопоставлять как антонимы любые слова, например: «Молодые люди живут активно и целеустремленно, они не соглядатаи жизни, а ее участники». Соглядатай — человек, тайно наблюдающий за кем-то. Это слово не связано антонимическими отношениями со словом участник. Вместо соглядатай следовало сказать: праздный наблюдатель, созерцатель.

Причиной ошибок может быть ненамеренное (помимо воли автора) столкновение в речи антонимов, приводящее к комизму: «В силу слабой разработки метода экономического анализа». Рядом с прилагательным слабой неожиданно оживляется буквальное значение предлога в силу.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Обозначая противоположные проявления одной и той же сущности, антонимы взаимно отрицают и в то же время предполагают друг друга. Психологическую основу антонимии образуют ассоциации представлений по контрасту, логическую – противоположные видовые понятия.

Антонимия – явление языковое. Однако в речи могут противо­поставляться любые слова, иногда даже очень близкие, которые называют противоположные понятия только в определенном кон­тексте. Так, часто противопоставляются слова, связанные в созна­нии говорящих ассоциацией по смежности {родители и дети; брат и сестра; луна и солнце). Такие антонимы называются контексту­альными.

Противоположные значения могут развиваться и внутри одно­го и того же слова. Это явление называется энантиосемией. Напри­мер: блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) глуповатый, несчастный. Энантиосемия возникает в результате длительного употребле­ния слова в разных сферах языка, а также при ироническом ис­пользовании слова.

Антонимы – яркое выразительное средство, широко исполь­зуемое в художественной речи, в публицистике. При этом функ­ции антонимов в речи многообразны:

1. Основная стилистическая функция антонимов – это лекси­ческое средство для построения антитезы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (М. Ю.Лермонтов)

Часто используется антитеза в публицистике. Она придает речи яркую экспрессию.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко вы­раженного качества. Этот прием очень любил Н. В. Гоголь: Она была не хороша, не дурна собою; Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слиш­ком толстые, однако и не тонкие.

3. Антонимия лежит в основе оксюморона – стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов. Обычно используется для обозначения исключающих друг друга, но взаи­мосвязанных признаков одного и того же предмета, например: Люблю я пышное природы увяданье (А.С.Пушкин).

4. Антонимы используются не только для создания контраста, но и часто для подчеркивания полноты охвата изображаемого; с этой целью применяется нанизывание антонимических пар:

5. Особый стилистический прием (стилистическая фигура анафразис) – использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало употребить другой: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов).

 

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами.

Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции.

Но, кроме того, стилистическая ф-ия антономических понятий может выражаться не только в противопоставлении, но и в сопоставлении противоположных понятий.