Спираль, которая не запутывается

Задача N 39. При редупликации двойной спирали ДНК происходит разрыв связей между цепями, и она расплетается на две отдельных цепочки. Однако из-за большой длины молекулы (длина может превышать радиус в 100 000 раз) расплетающиеся свободные концы обоих цепей должны неизбежно перепутываться. В действительности этого не происходит. Почему?

 

"Умение держать удар"

Творческая личность неоднократно сталкивается с серьезными трудностями в процессе работы над поставленной Целью. Потому-то ей необходимо такое качество, как "умение держать удар". Отбросив обычные, житейские "удары судьбы", выделим две группы, наиболее характерные для творчества.

"Удары" первой группы провоцируются самой творческой личностью и связаны, в основном, с ошибками в выборе творческой Цели. Пример Дж.Хэннея достаточно убедительно иллюстрирует …
подобные ошибки.

В главе 7 подробно рассматривались причины таких ошибок и возможные пути их устранения.

"Удары" второй группы связаны с тем, что новые изобретения, открытия опрокидывают устоявшиеся представления специалистов, находящихся под властью стереотипов мышления, подрывают "авторитет" именитых и влиятельных ученых, даже целых научных школ… В таких условиях появление нового вызывает естественную волну неприятия, отторжения (не путать с неприятием, связанным с попытками опережения уровня науки и техники). И творческая личность носитель новой идеи объективно оказывается в центре возникшего конфликта.

Вспомним, с какими трудностями и в какие сроки шло признание тафономических идей И.А.Ефремова, безукоризненно обоснованных с научной точки зрения. Даже такая, казалось бы, простая и очевидная идея акваланга Кусто-Ганьяна не избежала этой участи. Вот как вспоминал об этом один из соратников Кусто Дж.Даген: "Я написал статью и для проверки показал ее одному офицеру американских военно-морских сил, знатоку водолазного дела.

Этот акваланг… Что ж, это возможно, но маловероятно, сказал он.

Но я видел целый фильм друзья Кусто плавают как рыбы. И видно, что они глубоко, нет переливов света от волн на поверхности, возразил я.

Я бы не стал рисковать, ответил он.

Он не оспаривал ни одной технической детали. И все-таки прошло три года, прежде чем я нашел журнал, который решился напечатать мою статью."

Сгладить действие таких "ударов" можно, только приняв их как неотъемлемую часть творчества. Это вовсе не означает, что следует смириться с неприятием и прекратить борьбу за свои идеи. Но ситуацию следует трезво оценивать. Такой способностью в полной мере обладал И.А.Ефремов. Его прогнозы о полном признании тафономии через 20 лет, а романа "Час Быка" через 15, сбылись с точностью до года. Хотя, все это не снимало тяжести с его души… Какой горечью пропитаны строки его письма к В.И.Дмитриевскому о "Часе Быка": "Сомневаюсь, чтобы при настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два не привыкать стать!"

Главное оружие в руках творческой личности против подобных "ударов судьбы" 1верность своей Цели и продолжение ак1тивной творческой работы.