Составительский оригинал карты

Под составлением карты понимают процесс изготовления оригинала карты, слагающийся из построения математической основы, нанесения содержания по картографическим материалам с его генерализацией и закреплением картографического изображения.

Изготовление составительского оригинала – сложный и ответственный этап в общем комплексе работ по созданию карт. Он включает (рис. 52):

1. Подготовительные работы к составлению оригинала карты.

2. Составление элементов и объектов содержания карты.

3. Корректуру (самокорректуру), редакционный просмотр и приемку оригинала в ОТК.

При изготовлении составительского оригинала необходимо в соответствии с требованиями редакционных документов правильно, точно и с высоким графическим качеством воспроизвести все элементы содержания карты в установленных условных знаках с одновременным выполнением генерализации исходного изображении в соответствии с назначением …
карты, её тематикой и масштабом.

Существуют различные способы и технологические приемы составления оригиналов карт.

Классификация способов изображения карт (рис. 53):

1. По связи составления с подготовкой к изданию карт:

а) Раздельное последовательное составление и подготовка карты к изданию;

б) одновременное составление и подготовка карты к изданию;

в) комбинированное составление и подготовка карты к изданию.

2. По масштабам изготавливаемых оригиналов:

а) составление в масштабе издания карты;

б) составление в укрупненном масштабе (в масштабе основного карт материала);

в) составление в уменьшенном масштабе.

3. По технике составления (перенесения) изображения:

а) оптико-механический способ (или фотомеханический, или по «голубым» копиям);

б) графический способ (пантографом, по клеткам);

в)аналитико-механический, аналитико-оптический, аналитико-электронный способы.

4. По способу закрепления изображения: а) черчение на прозрачной основе (пленке) и на непрозрачной (бумаге);

б) гравирование на прозрачной основе с нанесением на нее гравировальным слоем изображения (механическим и фотомеханическим способом или лазером);

в) рисовка оптическим лучом на фотооснове;

г) рисовка на бессеребряной люминесцентной основе:

— лучом лазера;

— электронным лучом.

Выбор наиболее рационального способа создания составительского оригинала определяется, как правило, редактором в зависимости от:

1. Математической и геодезической основ исходного картографического материала (проекции, масштаба, систем координат);

2. Вида основных картматериалов (тиражный оттиск, диапозитив);

3. Предполагаемой технологии подготовки карт к изданию;

4. Сроков издания карты;

5. Характера картографируемой территории;

6. Наличия оборудования, инструментов и квалификации исполнителей.

Во всех случаях выбранный способ должен обеспечить полное соответствие создаваемой карты требованиям редакционных и других руководящих документов.

Наибольшее распространение при составлении общегеографических карт и географических основ тематических карт на производстве получил способ создания составительского оригинала по «голубым» светокопиям, изготовленным с основного (исходного) картографического источника фотомеханическим способом. Этот способ применим в тех случаях, когда основные источники могут быть приведены при фотографировании к масштабу составляемой карты с сохранением четкого изображения содержания на уменьшенных копиях.

Основные картографические материалы следующие:

1. При составлении первичных топографических карт – аэрофотосъемочные материалы;

2. При составлении топокарт последующих масштабах – эти же карты, но более крупного масштаба;

3. При составлении общегеографических карт – топографические карты или карты аналогичного содержания, но более крупного масштаба;

4. При составлении тематических карт для создания географической основы – топографические или общегеографические карты, а для специального содержания – тематические карты и различные другие материалы в зависимости от тематики карты.

Требования к составительскому оригиналу. В результате выполнения составительских работ получают в единственном экземпляре составительский оригинал карты в масштабе её издания. Он должен содержать всю штриховую нагрузку карты, но в отдельных случаях, например, при составлении тематических карт, от этого правила отступают.

В большинстве случаев составительский оригинал изготовляют тушью и красками на бумаге, наклеенной на жесткую недеформирующуюся основу (лист алюминия). Для графического оформления составительского оригинала применяют тушь и акварельные краски; элементы гидрографии вычерчивают зеленым цветом, элементы рельефа – коричневым, все остальные элементы штриховой нагрузки карты – черным; площади лесов закрашивают светло-фиолетовой краской, водные пространства – голубой. Некоторые изменения цвета красок на составительском оригинале по сравнению с условными знаками объясняется необходимостью фотографирования оригинала при подготовке карты к изданию. Размеры и рисунок условных знаков на составительском оригинале должны точно соответствовать таблицам условных знаков или утвержденной легенде карты.

В настоящее время используют технологию создания карт, при которой составительский оригинал одновременно является издательским. В этом случае к оформлению предъявляют повышенные требования.

При составлении многолистных карт должны быть выполнены сводки по рамкам смежных листов. Содержание соседних листов карты должно быть согласовано друг с другом, так как при соединении эти листы должны составлять единое целое. Для сводок делают выкопировку шириной 1,5–2 см вдоль каждой рамки карты.