Соотношение основных и дополнительных штрихов

Контраст штрихов создает реально ощути­мую «цветность» элементов букв из-за раз­личной их насыщенности. Подобно тому как в живописи или в графике ритм создается внутренней динамикой цветовых и черно-белых пятен и линий, и в шрифте благода­ря изменению цветности и направлен­ности элементов возникает условное дви­жение.

Художник шрифта должен понимать это явление, учитывать в своей работе, прида­вать буквам устойчивость, уравновешен­ность или определенную ритмическую на­правленность.

Шрифт, как правило, выполняется на плоскости, ей же должен соответствовать и плоскостной характер букв.

Дело в том, что контраст штрихов …
у раз­личных букв зрительно вызывает ощущение наклонов и поворотов в элементах вправо и влево, на зрителя и от него.

Равновесие цветности шрифта означает такое равновесие насыщенности элементов букв краской, при котором по возможности обеспечивается зрительное восприятие ни­чем не нарушаемой плоскости. В шрифтах антиквенных групп максимальная цветность падает на основные штри­хи. Цветность ослабевает в дополнительных и соединительных штрихах. И чем больше контраст штрихов, тем более явно нарушает­ся плоскостность букв.

На примере букв ленточной антиквы с различным контрастом штрихов можно ви­деть, как левый дополнительный штрих ухо­дит в глубь листа, за плоскость, так же и сами буквы, обуживаясь кверху, «падают» от зрителя.

Достаточно немного насытить краской, утол­щить книзу дополнительные штрихи, как они встанут в общую плоскость. Приостановить «падение» буквы от зрителя можно и срезав острый угол.

Здесь, как и в предыдущих и последую­щих примерах, геометрическая пропорцио­нальность элементов букв направлена на удовлетворение психофизиологии человече­ского зрения, на исправление оптических иллюзий, ошибок нашей зрительной системы. Поэтому понятия геометрической и оп­тической пропорциональности в шрифте тесно взаимосвязаны; соблюдение одного условия подразумевает изменения в другом. Прежде чем идти дальше, сделаем неболь­шое отступление. Взгляните на эти рисунки.

Все эти простые примеры доказывают несоответствие геометрической точности зрительному восприятию. Успех шрифтовой работы во многом зависит от того, насколько исполнитель учитывает особенности нашего зрения.

Продолжая тему зависимости ритма от соотношения штрихов, рассмотрим другие примеры.

Равновесие цветности в буквах зависит от цветности основных прямолинейных (t0), округлых ( t0’ t0”) и наклонных (t о.н.) штрихов. Максимальная толщина наплывов в округлых элементах должна быть несколь­ко большей, чем у прямых, потому что цветность прямолинейного штриха количествен­но больше, так как приходится на всю длину штриха; округлый же элемент в контраст­ных буквах имеет максимум цветности на небольшом отрезке и по мере утоньщения теряет её. Толщина основного вертикального штриха чуть больше толщины основного на­клонного (t0>to.н.). Существуют и другие нюансы в рисовании шрифта. Так, например, в букве В максимальная толщина верхнего наплыва (t0") больше или равна толщине основного штриха (t0), но меньше наплыва нижнего (t0′), что придает нижней (базо­вой) части больший вес. Зрительная устойчивость букв повышается благодаря различию толщины в дополнительных штрихах: верхние дополнительные штрихи могут быть чуть тоньше нижних (td’>td). Наклонные штрихи, как в букве А, чуть толще горизон­тальных (td’>td). Это обеспечивает зрительное равенство толщин дополнительных штрихов. Надо помнить о том, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизон­тальном и наклонном положении воспри­нимается неодинаковой по толщине.

 

В равнотолщинных шрифтах типа рубленых, брусковых или антиква-гротеск левонаклонные штрихи должны быть несколько тоньше правонаклонных, горизонтальные — тоньше вертикальных и наклонных, вертикаль­ные — толще наклонных и горизонтальных.

В жирных рубленых шрифтах надо слегка обуживать штрихи, приводя их к трапе­циевидной форме, так как в местах соедине­ния штрихов образуются слишком перенасыщенные пятна.