Согласие ауд. фирмы на обслуживание нового клиента.

Контрольные вопросы разрабатываемые аудиторской фирмой для принятия решения о согласии на обслуживание нового клиента.

При решении вопроса о согласии взять на обслуживание нового клиента , а так же продолжения работы со старым клиентов аудитор должен соблюдать ряд принципов. В основном это принципы, содержащиеся в Кодексе профессиональной этики, принятом Международной федерацией бухгалтеров и МСА 220. При этом не делается различия в приеме на обслуживание нового клиента, или в продолжении работы со старым клиентом, т.к. во втором случае все равно аудитор решает вопрос о возможности продолжения работы на согласованных ранее условиях. В дальнейшем аудитор должен пересматривать свои оценки в отношении клиентов, если произошли существенные изменения в: руководстве компании; составе владельцев компании; группе юрисконсультов; финансовых вопросах; юридическом статусе компании; объеме аудиторского …
задания; сфере деятельности клиента.

При принятии на обслуживание нового клиента важно установить:

— Причины, по которым происходит смена аудиторской фирмы;

— Имеются ли в деятельности клиента вопросы, которые могут существенно повлиять на планирование и проведение аудита;

— Имеются ли у аудиторской фирмы условия для соблюдения независимости в отношении клиента, которые состоят в первую очередь а) в отсутствии родственных или дружеских связей или совместного проведения досуга; б) участии сотрудников аудиторской фирмы в делах клиента;в) возможности получении как прямого, так и косвенного дохода от любых взаимоотношений

сотрудников аудиторской фирмы с самим клиентом или с организациями, являющимися по отношению к клиенту связанными сторонами; г) в неполучении от одного или группы связанных между собой клиентов длительное время одинакового процента своих доходов, так как в таком случае, аудиторская фирма считается по отношению к клиенту зависимым; д) фирма не должна получать вознаграждение за проверку в зависимости от результатов проверки или выполнении определенных условий или требований клиента; Список нельзя считать полным, т.к. случаев, когда аудитор может попасть в зависимость от клиента достаточно много, поэтому

каждая аудиторская фирма самостоятельно определяет рискованные границы своей независимости.

— Достаточен ли уровень компетенции сотрудников аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки нового клиента, то есть имеется ли весь штат аудиторов, способных квалифицированно провести проверку , или требуется привлечение к работе других лиц, обладающих необходимыми знаниями или возникает проблема привлечения квалифицированных экспертов;

— Возможно ли установление и продолжение деловых взаимоотношений между аудиторской фирмой и новым клиентом с точки зрения наличия свободных работников в данный период времени;

— Совокупный риск, связанный с данным клиентом; при определении уровня риска аудиторская компания оценивает клиента по множеству критериев: 1) оценивается компетенция и добропорядочность руководства клиента. Если у АФ имеются хотя бы какие-то сомнения в этической и моральной репутации своего потенциального клиента, то следует подумать следует ли с клиентом устанавливать деловые отношения.2) АФ как правило учитывает следующие обстоятельства: а) имеет ли владелец или руководитель компании судимость; б) относится ли вид деятельности будущего клиента к сектору бизнеса, где можно ожидать мошенничество; в) имеет ли клиент тяжбы или судебные решения по неуплате налогов и каковы сложившиеся отношения с налоговой инспекцией;

Если все эти критерии имеют место, то вероятность выдачи положительного заключения сомнительно, а следовательно и не имеет смысла брать этого клиента на обслуживание. И в любом случае, аудиторской фирме следует встретиться с предыдущим аудитором и с консультантами компании по банковским и юридическим вопросам

— Каковы текущие взаимоотношения с новым клиентом. В контексте данного критерия аудиторская фирма прежде, чем дать согласие на обслуживание нового клиента, должна о предполагаемом новом клиенте информировать клиентов, с которыми фирма уже работает и которые являются прямыми конкурентами нового. Возможно, что старые клиенты будут недовольны установлением отношений с новым клиентом, результатом чего возможна ситуация прекращения отношений с фирмой старых клиентов.

Предлагаемый список контрольных вопросов о принятии решения о обслуживании нового клиента, либо продолжении обслуживания старого, помогает выявить проблемные вопросы и если они будут обнаружены, определить какого рода эти проблемы. Список контрольных вопросов будет документальным свидетельством того, что аудитор рассмотрел все требуемые факторы, каждый из которых должен быть отражен отдельно.

Список контрольных вопросов о приеме нового клиента:1-4 Связыны ли мы( аудит. компания) с данным клиентом (владельцами, членами руководства, бухгалтерами или внутр. аудиторами) отношениями владения, управления, служебными или родственными в качестве: 1.1. Наемного работника? 1.2. Супруга или гражд. жены? 1.3. Родного ребенка, воспитанника, приемного ребенка или супруга такого родственника? 1.4. Внучки, внука или их супруга? 1.5. Родителя, бабушки или дедушки? 1.6. Супруга ирли сожителя роителя, бабки или деда? 1.7. Брата(сестры), их супругов или детей? 2.1. Владеет ли клиент долей нашей компании? 2.2. Предоставил ли клиент значительную ссуду нашей компании? 2.3. Отдал ли клиент в залог какие-либо свои активы или предложил ли себя иным способом нашей компании в качестве гаранта в наших отношениях с третьей стороной? 3.1. Владеем ли мы долей в компании клиента? 3.2. Предоставили ли мы клиенту значительную ссуду? 3.3. Имеется ли зачит. дебит. зад-сть клиента перед нами? 4. Может ли наша независимость быть поставлена под сомнение как результат: 4.1. Серьезных частных отношений с клиентом, таких как близкая дружба, совместное проведение досуга и т.п.? 4.2. Получение существ. доли дохода ауд. фирмой(свыше пп %)? 4.3. Получ. сущ-ой доли отд-м отделом/аудитором(свыше пп %)?

5. Компетентность: 5.1. Располаг. ли мы сотрудниками или партнерами, кот. обладают должной компетентностью?

5.2. Если нет, можем ли мы добиться такой компетентности?

6. Деловые возможности: 6.1. Испытываем ли мы недостаток деловых возможностей? 6.2. Хватит ли наших деловых возможностей в требуемой для работы с клиентом период времени? 6.3. Если нет, можем ли мы их приобрести?

7. Риск, связанный с клиентом: 7.1. Имел ли ранее судимость данный клиент (владелец, член совета дир-в, внутр. аудитор, бух-р)? 7.2. Не представляет ли клиент «теневой бизнес», где можно ожидать мошеничество и т.п.? 7.3. Не был ли замешан клиент в крупных уголовных делах или в делах нарушения налог. законод-ва? 7.4. Не нах-ся ли счета клиента в таком состоянии, что проведение аудита не представляется возможным? 7.5. Не было ли у клиента признаков банкротства? 7.6. Если да, то заложил ли он какие либо активы? 7.7. Не упоминал ли в ходе беседы предыдущий аудитор клиента о каких либо особых ауд. рисках, связ. с данным клиентом? 7.8. Не упоминали ли в ходе беседы с нами финансовые(банк-е) консультанты клиента, а также его юрисконсульты о к-л особых ауд. рисках, связ. с данным клиентом? 7.9. Взяли ли мы на себя ответсвенность за подготовку Декларации об уплате подоход. Налога? 7.10. Если «да», то оценили ли мы риск, связанный с этим?

8. Отношения с имеющимися клиентами: 8.1.Сущ. ли возможность, что имеющиеся у нас клиенты, справедливо или нет, проявят отриц. отнош-е к нашему согласию на запрошенный аудит? 8.2. Если да, следует ли ожидать отриц. Отношения этих клиентов даже после наших консультаций с ними? 9. Бухгалтерское содействие, обслуживание: 9.1. Предоставляем ли мы какое – то бухг-е содействие или услуги клиенту?

10. Вывод: 10.1. Следует ли признать, что ответы или высказывания в ответ на вопросы 1-9 вызывают такаю озабоченность, следствием кот. должен стать наш отказ от запрошенного аудита либо прекращение имеющихся отн6ошений с клиентом?