СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА


Читайте также:
  1. II. Связи языкознания с другими науками
  2. S 4. Космосоциология
  3. S 5. Биосоциология
  4. А как же наука?
  5. Б. Наука
  6. Бельский К.С., Зайцева Л.А. Методология и метод познания в праве (общетеоретические аспекты) // Юридическое образование и наука. 2010. № 3.
  7. Библеистика как наука. Зарождение и этапы развития.
  8. Библиотека по естественным наукам РАН
  9. Биология как наука. Методы изучения в биологии
  10. В чем специфика криминалистической идентификации? Каково ее отличие от идентификации в других науках и сферах человеческой деятельности?
  11. Взаимозависимость между социологией и другими науками
  12. Взаимосвязь педагогики с другими науками

ТЕМА № 1

 

ПЛАН

1. Объект, предмет и практический смысл социологии

2. Функции социологии

3. Структура социологии

4. Место социологии в системе наук

5. Методы социологии

6. Основные категории социологии

 

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

 

ВОПРОС №1

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОЦИОЛОГИИ

Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХIХ в. (1839г.) французский философ Огюст Конт.

Общество — общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.

Объектом социологического познания является общество.

Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.



Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социология — научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Дж. Сме́лзер (англ. Neil J. Smelser; род. 22 июля 1930) — выдающийся американский социолог, один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины).


ВОПРОС №2

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Теоретико-познавательная –дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Характерная черта социологииединство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступаетприкладнаяфункция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Действие С. к. сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Одновременно С. к. пользуется и поощрениями за их соблюдение. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется еёпрогностическая функция.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни.

Социальное планирование (программы социального развития) развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

 

ВОПРОС №3

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

 

Рис. Структура социологического знания

 

ü высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)

ü средний уровень — теории среднего уровня (экономика, политика, религия, искусство, наука …), мезосоциология)

ü низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

 

ВОПРОС №4

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

 

Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, этнографией, политическими и юридическими науками и– она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Рис. Три науки, изучающие поведение людей

Что мы видим на этом рисунке? Три науки, изучающие поведение людей повсюду, а не в какой-то узкой сфере, скажем политической или экономической, это – психология, социальная психология и социология. Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда), а социология – большие группы, то есть миллионы людей – пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.

Социология имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком – этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в отдельности.

Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, зависящие от нас, а именно – нашего восприятия и оценки этих отношений. Психология вообще не изучает никакие отношения напрямую, но косвенно привлекает их для лучшего анализа внутреннего мира человека.

Внутридисциплинарная матрица социологии – это совокупность отраслей (направлений), которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют следующие исходные элементы.

Рис. Фрагмент внутридисциплинарной матрицы социологии

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам.

Социальные науки – это науки, изучающие поведении людей. К ним относятся: психология, социальная психология, социология, экономика, политология, юриспруденция, антропология, этнография (наука о народах). У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

Гуманитарные науки – это науки, изучающие культуру (совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемым тем, кто будет жить завтра.) К ним относятся: философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико — статистическими) методами, а гуманитарные – качественными (описательно-оценочными).

Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляется собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества, опирающихся на статистические данные, и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, т. е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Рис. Двойной статус социологии

ВОПРОС №5

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

 

Методы социологии — совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

Рис. . Методы социологии

Анализ — это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.

Синтез (от греч. σύνθεσις — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Инду́кция (от лат. inductio — наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Социометрия (от лат. societas — общество и греч. — измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.

Социа́льный экспериме́нт — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объектапод воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Если наблюдение является по своему существу созерцающим, то в эксперименте рельефно вырисовывается его активный, преобразующий характер.


ВОПРОС №6

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения.

Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Статус – это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей.

Социальная группа — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия.

Социальные нормы — это правила поведения людей по отношению к друг другу (или обществу).

Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе.

Социальные общности(сообщество, объединение, единство, неразрывность)– это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами.

Социальные институты – это исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей.

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт брака и семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция));

3) потребности в добывании средств существования (экономические институты (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда));

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования и культуры);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).