Социология — это наука об обществе как целостной системе, об отдельных социальных институтах, общностях и процессах, взятых в их системном качестве.


Читайте также:
  1. I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
  2. II) Общественные факторы, оказывающие влияние на стоимость недвижимости
  3. II. Связи языкознания с другими науками
  4. III. ЛЮБОВЬ И ЕЕ РАЗЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ
  5. III. Разработка тактики управления связей с общественностью и их реализация.
  6. IV. Гигиеническая характеристика отдельных видов питания.
  7. IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАРЦИССИЗМ
  8. S 4. Космосоциология
  9. S 5. Биосоциология
  10. V. Управление общественными отношениями.
  11. VII. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  12. VIII. Воспитательная работа администрации, общественных организаций по укреплению производственной дисциплины

2.В методологическом отношении можно выделить два принципиально отличающихся подхода к анализу общества: объяснения и понимания (соответственно парадигмы «социальных фактов» и «социальных дефиниций»). Первый подход в своей сути направлен на выявлении зависимостей между переменными состояниями тех или иных социальных явлений и процессов, трактуемых как социальные факты. Считается, что существуют следующие чистые виды истолкования зависимостей: каузальное (причинное), функциональное (полезность для целостности общественного организма), диалектическое (следствие конфликтного взаимодействия) и целевое (опосредованность конечными целями). Таким образом, кардинальная задача данного направления — построение цепей зависимостей, имеющих в своем итоге системное качество.

«Понимающая» социология исходит из субъективной природы социального действия, поскольку индивиды вкладывают в свои поступки смысл и ориентируются на других людей. Знаменитая «теорема Томаса» так описывает данный феномен: «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям». Расшифровать, понять мотивы, которыми руководствуются люди, — в этом и заключается задача социолога. При этом научный смысл интерпретации будет лишь в том случае, если определяется коллективный смысл поведения людей, то есть выявляется его ценностно-нормативная природа.

Между этими подходами нет непроходимой границы, поскольку оба подхода оперируют групповыми, коллективными феноменами и, по существу, не отрицают объективность и субъективность в функционирующих социальных системах, что в известном смысле и выражено в парадигме дуальности (то есть двойственности) социальной структуры. Другими словами, социальная структура имеет как объективные предпосылки в виде предметов и безличных нормативных требований, так и субъективные — в саморефлексии индивидов в качестве агентов этих структур.

3. Любая наука стремится построить совокупность теорий, объяснительных конструкций, определяющих характер закономерностей изучаемого предмета. Социология как наука включает в свой состав комплекс теорий, различающихся по характеру методологических принципов, широте и глубине рассмотрения социальных феноменов, то есть по цели теоретического обобщения. С точки зрения американского социолога Р.-К.Мертона, существуют три уровня организации социологического знания. Первый – общесоциологический уровень – включает в себя фундаментальные теории, выявляющие наиболее общие вопросы развития и функционирования общества, принципы построения более частных теорий. В рамках же самого фундаментального знания выделяют два общетеоретических уровня – макросоциологические и микросоциологические теории, различающиеся по предмету анализа: общество или межличностное (микрогрупповое) взаимодействие. В свою очередь, как мы затем увидим, весь учебный курс будут пронизывать два общетеоретических подхода – структурно-функциональный и конфликтологический.



Вместе с тем, отдельные наиболее важные явления и процессы нуждаются в особой концептуализации, так как для них недостаточно общеметодологического подхода. Вот почему возникла необходимость в теориях среднего уровня – отраслевом социологическом знании. В соответствии с названной потребностью возникли специализированные теоретические направления: экономическая, политическая социологии, социологии культуры, личности, военная социология и т.д.

Особое место в социологии занимает уровень знания конкретных исследовательских методик, т.е. эмпирическая социология. В социологии разработаны самые разнообразные методы сбора и анализа полученных данных с широким применением математических процедур. Фактически стандартный характер приняла программа конкретного социологического исследования, а логический аппарат прикладных методик позволяет не только построить эмпирически обоснованные выводы, но и проверять их обоснованность.

Таким образом, структура социологии включает в себя, прежде всего, комплекс фундаментальных социальных явлений (а, следовательно, и их теоретическое осмысление): социальные отношения и социальные институты; социальные общности и группы, социальную стратификацию; социальные системы и общество как социетальную систему; социокультурный механизм групповой сплоченности; социальные изменения и процессы. В структуру социологии входит отраслевое знание, а также теоретические и методические основания конкретных социологических исследований.

4.Социология выполняет в обществе ряд важных функций.Познавательная (гносеологическая) функция социологии определяется ее направленностью на получение нового знания о соцальных явлениях и процессах. Поскольку социальные процессы непрерывны и имеют тенденцию к ускорению, постольку общество заинтересовано в их постоянном осмыслении. Такая потребность современного общества обусловлена все большей рационализацией, когда условием повседневной общественной практики становятся рационально обоснованные понятия о существе социальной жизни. Вот почему происходит непрерывный процесс ее демистификации, то есть то, что М.Вебер назвал «расколдовыванием» мира. Впрочем, и наблюдающиеся тенденции иррационализации современной жизни отнюдь не отменяют, а, скорее, усиливают данную функцию. Тем самым социология неизбежно выполняет мировоззренческую, идеологическую, воспитательную и критическую функции, так как социология утверждает или опровергает те или иные способы видения социального мира. Одновременно социология направлена на выявление условий освобождения человека от гнета закабаляющих социальных сил, то есть она выполняет гуманистистическую функцию, постоянно вскрывая и критикуя проявления зачастую скрытого доминирования одних социальных сил в ущерб другим. В этом отношении можно вести речь и о социально-контролирующей функции социологии.

Социологи справедливо относят к перечню социологических функций и прогностическую функцию науки. Действительно, общество нуждается в прогнозах относительно своего будущего, и социология не может не участвовать в социальном прогнозировании и даже планировании социального развития общества. Научная значимость социальных прогнозов состоит, по всей видимости, в том, что они носят целостный характер и определяют многосценарные тенденции развития социальных систем в единстве составляющих их структурных элементов.

Особое значение имеет прикладной аспект применения социологических знаний. Данное функциональное значение социологии реализуется на уровне практических рекомендаций по решению многообразных проблем социального управления, улучшению жизненных условий населения.

И, наконец, в качестве общей теории обществасоциология выступает как методология для других общественных наук, то есть в этом реализуется ее методологическая функция. Такое назначение социологии определяется тем, что частные науки об обществе, так или иначе, исходят из системной целостности общества. Потребность в привлечении общей социологической теории тем более возрастает на пересечении предметных областей разных наук.

5.Рассмотрим взаимосвязь социологии с некоторыми другими науками.

Наиболее важное поле пересечения у социологии с социальной философией. Как известно, философия обосновывает наиболее общие формы бытия и сознания. Однако при этом у самой философии есть более частные уровни, в рамках которых анализируются отдельные сферы действительности, выявляются их самые общие и глубинные признаки. Поэтому, как писал С.Л.Франк: «проблема социальной философии – вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».[1]В этом определении можно отметить как определенную предметную схожесть, так и качественное различие философского и социологического знания. Обе теоретические системы изучают общество, выявляют суть социальных явлений и процессов. Но предмет социальной философии ограничен анализом универсальных свойств, связей и состояний общества, а социология, помимо этого, занимается анализом конкретных социальных систем во всей их структурной полноте и специфичности. Можно, наверное, согласиться с мнением К.Х.Момджяна, что «только на высшем из уровней обобщения, общесоциологическом или макросоциологическом, социологическая наука вступает в отношения проблемного пересечения с социальной философией»[2]

Весьма существенна взаимосвязь социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными признаками. Поэтому ее предметом являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной обусловленности. Однако при этом социологическое видение прошлого должно служить необходимым моментом исторического познания. Ведь историк, изучая конкретную совокупность событий прошлого, с неизбежностью становится перед проблемой системной реконструкции социальных структур минувшей эпохи именно в их целостности и взаимообусловленности. Другими словами, историк нуждается в системной модели общества прошлого, т.е. в понимании места и роли важнейших институтов, свойств социального расслоения и специфики социокультурной регуляции каждого данного времени. Как раз в этом пункте происходит встреча социологии и исторической науки. Но если для социолога важно понять механизм функционирования социальных структур в «чистом» виде, то для историка первостепенны особенные нюансы конкретного общества. Теоретическая социология близка исторической науке и при обобщении большого исторического материала в контексте его социокультурной интерпретации, как, впрочем, и социолог должен как бы «просвечивать» конкретный социологический материал его историческими предпосылками.

Важна взаимосвязь социологии и экономической теории, поскольку сфера экономической жизни повседневно касается каждого, и все социальные отношения пропитаны экономическими интересами. Экономическая теория рассматривает человека, казалось бы, только с точки зрения чисто «разумного» выбора в рамках механизма «спроса-предложения». Такая сознательная редукция позволяет выстраивать идеальные модели экономического процесса и широко применять математические методы. Но понятно также, что конкретный экономический анализ должен учитывать уже реальные социальные факторы экономического поведения. Тем самым социологи и экономисты обречены на совместную работу над выяснением векторов социальных устремлений, влияющих на экономические процессы и – наоборот. Такие исследования приобретают бинарную, социально-экономическую направленность и имеют конкретно-практическое значение.

Отметим также предметную взаимосвязь социологии и педагогики. В этой связи следует очертить следующие моменты. И социология, и педагогика включает в свой предмет важнейшую проблему общества – социализацию. И хотя социология рассматривает это явление как процесс воспроизводства компетентных носителей всего спектра необходимых для общества ролей и статусов, а для педагогики более важен общеобразовательный аспект социализации,- тем не менее, в обоих случаях первостепенное значение имеет нормативно-ценностное ядро культуры общества, к которому приобщается молодое поколение. При этом педагогика актуализирует идеально-нормативную сторону культуры, а социология — весь спектр ценностных ориентаций и стандартов поведения в их социально-стратификационном качестве. В этом отношении социология «помогает» педагогике в выявлении общесоциального контекста всестороннего воспитания учащихся, а педагогические задачи придают работе социолога нормативно-гуманистическую и патронажную направленность.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социологические исследования. — 1997. — № 10.

Момджан К.Х. Социум. Общество. История. — М., 1994.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. — М., 1992.

Социология / Под ред. Осипова Г.В. — М., 1996

 

Задания к теме №1

1. Прокомментируйте парные оппозиции системы координат, предложенные Дж.Ритцером для описания особенностей объекта социологии?

Объективность

 

 

микро- мезо- макро-

 

 

Субъективность

2. Укажите причины, побудившие Р.-К.Мертона выделить уровень отраслевого социологического знания. Назовите не менее пяти отраслевых социологий.

3. Считается, что существуют так называемые чистые виды истолкования зависимостей между переменными состояниями взаимодействующих явлений и процессов (Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. М., 1992). Первое – каузальное: из-за явления Х возникает явление У. Назовите другие и приведите примеры.

4. Укажите прикладные возможности социологического знания.

5. Каковы грани пересечения предметных областей социологии и социальной философии, социологии и истории?

Упражнения к теме №1

1. Исходя из схемы Дж.Ритцера (см.задание №1), определите, на каких точках пересечения осей координат находятся: а) высказывания людей, б) совместная работа нескольких людей; в) коллективное сознание группы.

2. Явление Х способствует существованию и равновесию системы С. Это объяснение а) целевое; б) каузальное; в) диалектическое; г) функциональное?

3. Высказывание « Если люди определяют ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» – это а) вид целевой зависимости; б) «теорема Томаса»; в) афористическое определение «метода понимания», данное М.Вебером?

4. Когда утверждается, что частные науки об обществе должны исходить из системной целостности общества, то речь идет о функции: а) прикладной; б) мировоззренческой, в) методологической; г) гносеологической?

5. Заполните таблицу:

Функции социологии Содержание функции
1. Познавательная  
2.Мировоззренческая  
3.Критическая  
4.Идеологическая