Социологическое наблюдение


В широком смысле наблюдение — это способ познания окружающего мира. Мы оставляем за пределами рассмотрения так называемое обыденное наблюдение, то есть непроизвольную деятельность человека, с помощью которой он получает сведения об окружающем мире. В социологии под наблюдением понимает­ся направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающееся контролю и проверке.

Наиболее важной характеристикой наблюдения является не­посредственность. Главные преимущества непосредственного наблюдения заключаются …
в том, что оно:

• позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их прояв­ления;

• дает возможность получать сведения независимо как от уме­ния респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще говорить что-либо о своем по­ведении;

• позволяет преодолевать препятствие, возникающее иногда при опросе, — языковой барьер.

К достоинствам социологического наблюдения следует от­нести также возможность воспринимать изучаемые явления и процессы оперативно, в момент их возникновения, в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл. Такая информация недоступна для получения другими методами.

Наряду с несомненными достоинствами социологическое наблюдение имеет и довольно существенные недостатки, многие из которых являются продолжением его достоинств.

1. Принимая активное или пассивное участие в наблюдаемом процессе, социолог вольно или невольно оказывает влияние на естественный ход этого процесса, вмешивается в него и таким образом искажает его характер.

2. Наблюдению всегда доступна лишь часть из интересу­ющей совокупности явлений. Поэтому оно всегда локально, носит ограниченный в пространстве и времени характер.

3. Имеются большие проблемы, связанные с фиксацией ре­зультатов наблюдения. Как правило, они далеко не всегда могут фиксироваться в процессе самого наблюдения, так как это вызы­вает беспокойство, а иногда раздражение у людей, участвующих в наблюдаемых процессах. Чаще всего результаты наблюдения регистрируются после непосредственного восприятия события, вследствие чего забываются и оказываются не зафиксирован­ными некоторые штрихи и детали, и, наоборот, в записях мо­гут появиться не происходившие события или характеристики, вызванные ассоциативным восприятием наблюдателя. Причем выявить как те, так и другие в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно невозможным.



4. Далеко не все социальные явления поддаются непосред­ственному наблюдению. Например, семейные отношения, по­ведение людей в критических ситуациях.

Основные трудности, связанные с проведением непосред­ственного наблюдения, можно разделить на три группы:

• неадекватность и ограниченность наших органов чувств;

• смешение результатов наблюдения с выводами;

• влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.

По этим причинам наблюдение используется в комплек­се с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.

Наблюдение применяется на подготовительной стадии пило­тажного исследования, когда надо составить представление об объекте исследования, уяснить или уточнить проблему, сформу­лировать предварительную рабочую гипотезу.

Наблюдение может служить для проверки данных, полученных другими методами (например, при опросе).

Наблюдение может использоваться в исследованиях экспери­ментального плана для фиксации изменений в экспериментальной группе на основе логического анализа выявленных связей.

Самостоятельное использование наблюдения как метода сбора первичной информации возможно, когда нет жестких требований к репрезентативности выборочной совокупности.

Наблюдение можно классифицировать по следующим осно­ваниям:

• по уровню формализации самой процедуры наблюдения (стан­дартизированное и нестандартизированное);

• в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);

• по условиям организации наблюдения (полевое и лабора­торное);

• по регулярности проведения (систематические, эпизодичес­кие, случайные).

Наиболее конструктивными с точки зрения использования в исследованиях социально-экономических и политических про­цессов являются включенное и невключенное наблюдения.

При невключенном наблюдении исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов. В зависимости от степени осве­домленности исследуемой группы о факте проведения исследо­вания различают открытое и скрытое (инкогнито) невключенное наблюдение. Оно применяется на разведывательном этапе мо­нографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого по­ведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмуща­ющее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.

Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюда­емыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию. Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать, что скрывается за теми или иными происходящими событиями. Включенное наблюдение также подразделяется на открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования) и скрытое (инкогнито).

Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуа­цию может колебаться в широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдатели начинают принимать его за своего и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение требует определенного периода адап­тации наблюдателя к коллективу. Срок такой адаптации длится обычно от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола, возраста, а также от состояния морально-психологической атмосферы в изучаемой социальной группе.

Один из основных недостатков включенного наблюдения — возможная опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпре­тации (В. Уайт в Америке 1930-х гг. вошел в члены итальянской преступной группы. В. Ольшанский в Ленинграде в 1960-е гг. работал сборщиком аппаратуры на заводе). Включенное наблю­дение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей. Это дает возможность сличать получаемые сведения.