Социологические версии типа героя


Герой является главным социологич. типом, «базовой персональностью» народа. Народ типизирует в этой фигуре самого себя.

В государстве тип героя воплощается в фигуре царя, вождя, короля, князя, и шире, богатыря воина, военной элиты. Индивидуальной персонификацией героя является царь; коллективной – воинская элита.

Фигура царя представляет собой самый привычный и самый распространённый случай социологического воплощения героизма. Царь, князь представляет собой личность, синонимичную самому народу. Правящая элита, княжеский дом, а также дружина …
мыслятся как продолжение царя, коллективный герой. Они также выступают как носители подчеркнуто героического типа.

Фигуры героя и воина почти всегда тождественны. Поэтому в большинстве случаев цари являются военачальниками и возглавляют армии, дружины. Исторически основателями большинства царских династий являются предводители военных отрядов, полководцы, т.е. воины и вожди воинов.

Соответственно с этим в государствах структурируется все общество: воинские заслуги и добродетели считаются нормативными.

В религии фигура героя проявляется через профетизм и «пророчествование». Тип пророка качественно отличается от жреческих (шаманских) функций. Пророк имеет дело с трансцендентным божеством, которое находится в «бесконечном» отдалении от общества людей и мира. Поэтому он представляет собой носителя дифференцирующего начала. Пророк свидетельствует о далеком, о цели, о том, что должно быть, о моральном и нравственном измерении. Он не лечит мир и общество, подобно шаману, он указывает на глубокую рану, открывшуюся в мире. И интерпретирует ее как след, указывающий на существование грозного и нелицеприятного божественного начала. Пророк вещает о «далеком Боге» и от имени «далекого Бога». Это не один из родных «богов» племени, это всемогущий царь, с которым верующих должны связывать не узы родства и свойства, а узы подчинения и послушания. На религиозном уровне пророк воспроизводит переход к политической системе властных отношений вдоль оси Господин-Раб, который в целом характеризует фазу перехода от этноса к народу.

В цивилизации роль героя выполняет философ, мудрец. Он выступает как индивидуум, соотносящий между собой различные формы расколотых ансамблей, сводит к единству логоса множественность феноменов окружающего мира. Логос, вокруг которого строится цивилизация, интеллектуальный императив, который требуется постичь и воплотить в жизнь. Философ – герой, потому что он идет в неизведанное. Он бросает вызов устойчивым системам мышления, ставит под сомнение этноинтенциональность и разрабатывает новые горизонты дуальных расколотых онтологий, где миры причин, образцов и целей противостоят мирам следствий и копий. Философ делает мир проблематичным, тематизирует его, ставит под вопрос. Тем самым он нарушает привычные воззрения этноцентрума и открывает повсюду, в самых простых, на первый взгляд, вещах, «другую» сторону.



Философ так же, как воин и пророк, устанавливает иерархизированную симметрию по вертикальной оси власти. Сверху он полагает единое, образец, Логос, а снизу – множественность, копии, сами вещи. В этом смысле философия изначально и с необходимостью политична.