Социальные пространства, поля, капиталы


Читайте также:
  1. II. Зоосоциальные потребности
  2. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 1 страница
  3. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 10 страница
  4. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 11 страница
  5. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 2 страница
  6. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 3 страница
  7. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 4 страница
  8. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 5 страница
  9. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 6 страница
  10. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 7 страница
  11. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 8 страница
  12. III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЛОКЕ РОССИЯ (СССР) 9 страница
= «top»>

Стало общим местом говорить об информации как о наиболее ценном ресурсе, или капитале,в современном обществе. Если это так, то, выполняя свои функции, СМИ участвуют в распределении этого важного ресурса и взаимодействуют с другими институтами при обмене разными ресурсами (их конвертации).

Для того чтобы жить, действовать, удовлетворяя потребности и интересы, развиваться, осуществлять свои планы, люди и институты должны располагать определенными ресурсами, или капиталами, использовать имеющиеся в их распоряжении положительные и негативные санкции, или меры воздействия. Различают социальный капитал,как обмениваемый и отчуждаемый от отдельного человека ресурс, и человеческий капитал— неотъемлемый, инкорпорированный (включенный, «встроенный») внутренний ресурс личности (время жизни, усвоенные знания, опыт и т.п.)1. Доступ к коммуникациям означает и доступ к накоплению таких ресурсов, участию в их обмене.

Французский обществовед П. Бурдье распространил представление об экономическом капитале и экономических отношениях на другие области социальных взаимодействий. Ключевые слова в его описании социальной Вселенной — «социальное пространство», «социальная сфера», «поле», а действующие силы названы агентами отношений, отличающимися неравенством в распределении разных видов капитала2.

Социальная геометрия, по П. Бурдье, в самом общем виде выглядит примерно следующим образом. Самое широкое понятие — «соци-

альное пространство»,т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала»3. Пространство состоит из социальных сфер.Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. В свою очередь, внутри сфер располагаются социальные поля— «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования. Обладание определенными, характерными для данного поля ресурсами, которые здесь имеют ценность, которые можно инвестировать в игру и получать с них прибыль, — означает обладание капиталом, придающим его владельцу силу и власть и позволяющим занять определенную позицию»4. «Поле — специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле — структурное пространство позиций»5. Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Они (поля) могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др.6 В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя)7.



«Символический капитал, — считал П. Бурдье, — это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание»8. В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны(запомним это как принципиально важное для понимания того, как действуют в обществе СМИ). Например, даже научный капитал, как показал П. Бурдье, зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами.

Информационный век, рост объема информации, который современный человек получает «из вторых рук», а не из собственного опыта — т.е. медиатизация отношений с миром, вносят свои коррективы в формирование многих видов капитала. Признание, возможно, становится менее значимым для приобретения их, нежели узнавание.Недаром в теории и практике рекламы считается, что неважно, какую именно рекламу тебе сделали — позитивную или скандальную («то ли ты украл, то ли у тебя украли»), а важно, что тебя запомнили, начали узнавать.

В очередном опросе, посвященном представлениям россиян о том, кто входит в элиту, А. Пугачева (заметьте: ничего, кроме имени и фамилии, указывать не надо — и так ясно, о ком речь!) заняла второе место после В. Путина. Более четверти россиян причислили ее к элите9 (анекдот советских времен в тему: — Кто такой Брежнев? — Политик времен Аллы Пугачевой).

В сознании людей символический культурный капитал оказывается не менее значимым, чем политический. На snake party по поводу открытия

опасно. Недаром принято следить за соотношением доходов 10 «верхних» и 10 «нижних» процентов населения. Считается, что оно не должно быть более чем пяти- шестикратным, иначе — социальное напряжение, которое может приводить к катаклизмам (протест, бунт, революция обделенных).

То же самое, очевидно, справедливо и для случая с распределением информационных видов капитала — знаний, известности. Здесь возникает если не напряжение и взрыв, то отчуждение. «Кухонная демократия» советской эпохи, когда люди говорили о важном только дома, не имея возможности обсуждать это в публичном пространстве, — пример скрытого протеста против официальной пропаганды. То же — переиначивание песен «гражданского репертуара» тех лет; анекдоты на политические темы, широко распространенное пародирование особенностей дикции генсеков и т.п. И сегодня причиной самой частой негативной реакции «информационно обделенных» оказываются зачастую не только финансовые затруднения, но и нежелание выписывать, приобретать, читать издания.