Смысловая функция звукописи

Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова» . Например, в поэме «Облако в штанах» Маяковский с помощью аллитераций выделяет малознакомое слово лепрозорий: Мы, каторжане города-лепрозория, где золото и грязь изъявили проказу, — мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!

Звукопись в поэзии может усиливать логические акценты в речи: фонетически подчеркнутые слова получают в тексте особый вес [Вся жизнь, ненужно изжитая, пытала, унижала, жгла; а там, как …
призрак возрастая, день обозначил купола
(Бл.); Здравствуй! Не стрела, не камень я! — Живейшая из жен: жизнь. Обеими руками в твой невыспавшийся сон… (Цв.)].

Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов (Их разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне… — П.). Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения: [Несказанное, синее, нежное… (Ес.); И не слишком ли строг тот, в монистах, в монетах, в туманах (Цв.)].

Звукопись подкрепляет грамматические связи слов в тексте. Особенно настойчиво добиваются поэты звукового подобия определений и поясняемых ими слов (ср. у А.С. Пушкина: Медный всадник , недремлющий брегет, бобровый воротник, ночей Италии златой). Нередко можно наблюдать звуковое сближение и других грамматически связанных членов предложения: подлежащего и сказуемого, — сказуемого и обстоятельства, сказуемого и дополнения (ср. у Пушкина: И раб судьбу благословил; Ей рано нравились романы; Как он язвительно злословил; И вестник утра ветер веет; Он был простой и добрый барин; Почтил он прах патриархальный; Книгохранилища, кумиры и картины и стройные сады свидетельствуют мне; Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят). Звуковые повторы в таких случаях подчеркивают логические связи слов.

29Графика – очень важный воздействующий компонент рекламного текста.

Оригинальным способом сочетания словесного и изобразительных рядов представляется вкрапление в текст иноязычных слов, написанных латинницей(нередко выделяемых шрифтом). Сделай паузу, скушай Twix! Чай Lipton выбирает тебя!

Графика как средство зрительного выделения психологически акцентированного слова в стилистически организованном контексте нашла широкое и разнообразное использование в художественной литературе и публицистике.

В последнее время в газетных и художественных текстах, в телепрограммах, в рекламных объявлениях и названиях коммерческих фирм мы всё чаще можем наблюдать использование такой фигуры речи, как графон. Сегодня графон получил очень широкое распространение и вызывает большой интерес с точки зрения его функционирования как в современных литературных текстах, так и в рекламе, СМИ и так далее.

Впервые лексикографическая фиксация термина была осуществлена в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи». Очень немногие исследователи выделяют понятие “графон”, они говорят о графических альтернативах слова, графической перифразе и так далее. Но практически все авторы статей обращают внимание на функционирование графона в различных видах текстов и выделяют такие функции рассматриваемого явления, как эмоционально-экспрессивную, выделительно-актуализирующую и другие частные функции.

1) Включение в графический облик слова букв латинского алфавита:

«Сейчас в его репертуаре главная роль в «Трансфере», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Штольц в «Облом off»(Комок. 2005.№17); «Авторитетные The 9, «Дядя Го», «Сестра» восседают за одним столиком с молодым поколением из «Zлобы», «Адвоката» и «Граффити» (Cosmopolitan-Сибирь, декабрь 2004); «ЭПИЦЕNТР» (название кинотеатра); «Радио ZебRа» (Комок.2005.№18); «Пластиковые OKNA» (Шанс-Красноярск. 2005.№ 16); «MAXимум» (название студии дизайна); «Агентство Wash дом» (Выбирай! 2005.№6); «Zажигалка» (название эротического клуба); «ArtMEBEL» (название мебельного магазина); «ЛИНКОR» (название магазина сотовых телефонов); «ЛомбарD» (ломбард); «PеRспективы» — подзаголовок статьи о работе PR- ассистента (Cosmopolitan-Сибирь, апрель 2005); «VISAлизируй своё будущее!» — реклама кредитных карт оплаты VISA (Cosmopolitan, декабрь 2004); «ФедоровVIPендривается в “Шереметьеве”» (Комс. Правда 1995. 22 сент.); «У про100го 100рожа неро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом» (В.Хотомска); «Поставь окно — получи PRIS!» — акция на установку пластиковых окон (Телевизор, 14 января, 2009г., №2); «PROАвто» — телепередача о машинах; «Группа Zета» — телесериал; «Спорт 100лица» — спортивная телепередача; «Наша Russia» — юмористический сериал на канале ТНТ; «Задорнов, REN TV. RU» — концерт М.Задорнова на канале REN TV.

2) Дефисация: