Славянские племена в политической системе древнего мира.


В картине Древней Руси еще до создания государства мы видим целый ряд довольно крупных для той эпохи городов. Большинство городов возникает уже в период Киевского государства, но несколько городов, в частности Киев, существовали и ранее.

Эти наиболее древние города едва ли создавались самими славянскими племенами, потому что занятие земледелием само по себе не приводит к возникновению города. Поселение крестьян располагается в центре пахотных земель. Если количество населения и, соответственно, количество жилищ …
увеличивается выше определенной критической черты, собираемого с полей урожая не хватает для его жизнеобеспечения. В такой ситуации группа крестьян вынуждена перебираться на новое место и основывать новое поселение с новыми пашнями вокруг него. Поэтому как бы ни росло население этноса, оно будет способствовать только увеличению деревень, сел, но города не возникнут. Поэтому следует предположить, что древнейшие города, расположенные на территории расселения восточных славян в самые ранние периоды их истории, были созданы не ими. Эти города, как и большинство городов мира, создавались искусственно как оборонные или наступательные сооружения и центры сбора дани с покоренных этносов. Следовательно, создателями этих городов должны были выступать воинственные, агрессивные (чаще всего, кочевые) народы, обладающие политической дифференциацией, принадлежащие к той или иной форме государственности или эту государственность устанавливающие.

Города создаются лаосом как форма политического оформления пространства, но никогда не этносом. Поэтому следует предположить, что и древнейшие славянские города были заложены не самими славянами, но политическими культурами, где функции знати выполняли представители воинственных (и чаще всего кочевых) этносов, уже сложившихся в народ и имеющих государственность, либо только становящихся народом через факт установления контроля над оседлым крестьянским и чисто этническим населением.

Структура древнейших славянских обществ

Этносоциологический анализ древнейших восточнославянских племен позволяет реконструировать следующую картину.

Вся территория расселения древних славян представляла собой три этносоциологических слоя, налагающихся друг на друга.



Базовым слоем были автохтонные (исконные) народы – в большинстве своем финно-угорского происхождения на севере и северо-востоке, а также некоторые балтийские этносы, жившие в условиях охоты и собирательства, а также других промыслов с зачаточной ремесленной инфраструктурой (например, выплавка меди, известная ряду финских племен). Это – уровень чисто этнический и соответствующий архаическому обществу.

Вторым слоем были славяне-земледельцы, представлявшие собой совершенно иной и намного более динамичный социологический тип. Сельские поселения славян также были этническими единицами, этноцентрумами. Но вместе с тем славянские крестьяне, оставаясь, с одной стороны, чистым этносом, могли другой стороной быть квалифицированы как важный и постоянный элемент политической системы. Этот пласт можно рассматривать и чисто этнически, и как основу народа.

Третьим слоем были носители воинственных героических культур, занятых приоритетно войной, грабежами и (в степных условиях) разведением крупного скота. Они-то и были носителями государства, собирали дань с оседлого местного населения, организовывали его в ополчение для новых военных походов, составляли ядро аристократии, строили крепости и города.

Славянские племена представляли собой второй пласт этой трехслойной этносоциологической композиции.

 

В самые архаические периоды можно предположить, что предки славян, праславяне, были функциональным элементом скифской кочевой империи.

На смену скифам приходит другой индоевропейский кочевой туранский ираноязычный народ сарматов, одной из ветвей которого были аланы. Во II веке сарматы заняли практически все Причерноморье, а ведущая роль аланских племен ясно обозначилась к первому веку нашей эры.

Сарматы по своему социологическому типу точно соответствуют предшествующему народу скифов, и логично предположить, что перемена воинской элиты, контролирующей степь и частично лесостепную зону, не оказала большого влияния на праславян, продолжавших играть ту же социологическую роль оседлого крестьянского населения в сарматских и аланских политических образованиях, как ранее в скифских.

Во II-III веках с севера в южнорусские земли спускаются другие воинственные племена – германские готы и устанавливают в этом регионе свою политическую систему, в целом воспроизводящую предшествующие скифо-сарматские.

Важно отметить, что смена правящей воинской элиты, скорее всего, никак не меняет принципиальной этносоциологической структуры славянских обществ, так как парадигма распределения социологических функций между этносами и племенными союзами остается одинаковой.

В IV веке в южнорусские степи из глубины евразийских степей приходят гунны. Они опрокидывают царство готов и создают новую гигантскую империю. На определенный период праславяне оказываются вместе с другими окружающими их этносами в составе гуннской империи. При этом общая этносоциологическая модель снова не меняется.

В середине VI века начинается становление Тюркского каганата. Тюрки входят в силу на востоке евразийских степей и обрушивают монгольскую империю жужаней. Часть жужаней вырезается поголовно, а часть бежит на запад и основывает в Паннонии Аварский каганат. Возможно, авары были не чистыми монголами, как основной этнос империи жужаней, но соединением монгольских и тюркских племен.

До аваров все эти территории были заселены славянами. Аварцы наносят удар по антам, но местное славянское население покоряют и облагают данью, а также используют как ополчение. Авары распространяют свое влияние на западную часть восточных славян, а также частично на славян южных и западных.

В конце VIII – начале IX вв. франкские войска Карла Великого наносят по аварам решающий удар, в результате которого аварский каганат падает.

Падение аварского каганата разорвало связи между тремя группами славян – восточных, западных и южных, которые до этого времени более или менее сохраняли свое культурное и социальное единство.

Тюркский каганат, вытеснивший авар далеко на запад, вскоре распался на западную и восточную части, а в скором времени в западной части образовался хазарский каганат. Хазарская кочевая империя распространила свое влияние глубоко в лесную зону, так что под ее власть попали многие племена восточных славян.

В очередной раз мы видим одну и ту же этносоциологическую схему: земледельцы-славяне как третья каста в составе воинственных, политических империй с неславянской военной аристократией.