Сильные и слабые стороны метода


Читайте также:
  1. Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот
  2. Алгоритм метода Гаусса решения системы линейных уравнений.
  3. Алгоритм метода касательных
  4. Алгоритм метода половинного деления
  5. Алгоритм метода половинного шага
  6. Алгоритм метода хорд
  7. Алгоритм метода «золотого сечения»
  8. Алгоритм применения метода
  9. Анализ метода сумм эффективных температур.
  10. Анализ показателей работы флота методом изолированного влияния факторов на примере производительности 1 тонны тоннажа в сутки. Недостаток метода.
  11. Анализ показателей работы флота методом цепной подстановки на примере производительности 1 тонны тоннажа в сутки. Особенность метода.
  12. Анализ со стороны руководства (П5.6)

Сильные стороны метода:

А) Обширность получаемой информации за счет включения когнитивной (разумной составляющей), эмоциональной, рефлексивной и эмпатической сфер восприятия наблюдателя.

Б) Возможность проверки данных за счет повторных наблюдений и схемы работы в процессе исследования.

Слабые стороны метода:

А) Высокая стоимость в сравнении с другими методами

Б) Большие затраты времени

В) Невысокая точность полученных результатов

Г) Невозможность использовать статистические процедуры для обработки результатов наблюдения

Наблюдение редко используется как единственный метод.

Билет 7. Социометрия. Истоки метода, его назначение. Объект социометрического измерения. Социометрическая конфигурация.

Билет 8. Социометрия. Процедура отбора критериев оценки в группе. Измеряемые показатели и их интерпретация. Область применения метода.

Билеты 7, 8. Социометрия. Истоки метода, его назначение. Объект социометрического измерения. Социометрическая конфигурация. Процедура отбора критериев оценки в группе. Измеряемые показатели и их интерпретация. Область применения метода.

Социометрический метод является одним из видов опроса, его цель – количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах и коллективах путем фиксации среди их членов связей предпочтения в ситуации выбора.

У истоков этого метода стояли 3 исследователя – Э. Мэйо, К. Левин и Я. Морено. Этот метод является одним из специальных методов социальной психологии. Он возник в связи с человеческими проблемами: его автор занимался с проблемами психиатрических расстройств – Морено. Занимаясь психиатрическими заболеваниями, он выявил, что они происходят из-за конфликтов со средой.

«Социометрия» – так назвал метод Я. Морено, широко применяется в последние десятилетия в прикладной социологии в качестве основного и вспомогательного наряду с другими методами социологического исследований.

Социометрия – это специальная техника анализа отношений внутри малых социальных групп, позволяет выявить невидимые эмоциональные связи между людьми, личные предпочтения и неприязни индивидов.

Объект социометрического измерения:

Межличностные отношения, т.е. те связи между людьми, которые образуют структуру непосредственного общения. Объектом социометрического исследования является малая группа. Малая группа: ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей. Численность малых групп может составлять от 2-3 до 20-40 человек. Чаще всего в качестве основных признаков малых групп выделяют пол, возраст, образование, профессию, интересы. В них существуют статусные отношения, ролевые отношения, возрастные, гендерные и т.п. В них же существуют и эмоционально-нравственные, т.е. это как раз тот пласт, которые фиксируется социометрией. Эмоциональные связи, как правило, не учитываются в модели формально функциональной организации групп, они работают, сказываются и на жизнедеятельности и на результатах. Социометрия развивалась в практическом направлении по причине потребности в этом.



Виды групп:

1. формальные и неформальные;

2. «группа членства», т.е. группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей;

3. «референтная группа», т.е. группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга, оказывающая влияние на формирование общего мнения в данной группе;

4. неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признаные).

Социометрия – это система средств и процедур для измерения и для качественного анализа социально-эмоциональных связей члена с той группой, к которой он принадлежит, в которой он живет, работает, и отдыхает. Типичными группами такого типа являются семья, спортивные команды, производственные и исследовательские коллективы, школьные классы и др. малые группы.

С точки зрения метода лежащего в основе социометрии ее относят к категории опроса, поскольку заполняется специальный опросный лист, но не анкета. Социометрию так же называют социометрическим тестом, так как она фиксирует определенные свойства группы. Также ее называют методом теста социальной близости- дистанции.

Измеряемые показатели:

1. Структура группы по ее положительным-нейтральным-отрицательным отношениям.

2. Качество межличностных связей в группах (позитивное-негативное). Уровень сплочённости-разобщенности группы.

3. Отношения индивидов – группа, социометрический статус индивида.

4. Выявление лидеров – аутсайдеров группы.

5. Выявление внутригрупповых подсистем, имеющих неформальных лидеров.

Очень часто исследователи не останавливаются на фиксации тех или иных показателях, а изучают их динамику. Пр.: тренер делает как минимум 2 измерения.

Система связей называется социометрической конфигурацией, которая графически отражает различные виды связей, а также позволяет говорить о узости- многообразии связи, лидерств – пренебрежении и других типов коллективных связей.