Секретное послание

Задача N 40. Один из великих полководцев древности, будучи в дальнем походе, решил отправить на Родину важное секретное послание. Гонец должен был отправиться в дальний путь один, без охраны, чтобы не привлекать внимания. Но многочисленные враги могли схватить его и отнять донесение. Передать послание на словах? Полководец не хотел посвящать в его тайну даже гонца. Как же отправить секретное послание?

 


Высокая нравственность

Роль этого качества особенно возросла в наше время, когда наука и техника открывают путь ко все более могучим силам природы. Огромная ответственность за будущее ложится на творческую личность. К чему может привести достижение Цели? Не лучше ли отказаться …
от нее?

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, как показал В.И.Вернадский, развитие науки и техники природный процесс, и остановить его невозможно. Более того, опасно! Например, не трудно представить, что произойдет, если сейчас прекратить развитие и остановиться на уровне использования легко доступных, но исчерпаемых и экологически вредных источников энергии.

Да, путь в будущее опасен. Например, с познанием глубинных тайн памяти, наследственности, психофизиологии, с развитием биои информационных технологий человечеству предстоит встретиться, может быть, с еще более грозными опасностями, в сравнении с возникшими из-за неразумного использования ядерной энергии. Видимо, человечество "обречено" идти в будущее, балансируя на острие научно-технического прогресса.

Во-вторых, новая реальность, входя в нашу жизнь, меняет нас самих, наши ценности и взгляды. Достаточно вспомнить, что до овладения атомной энергией преобладало примерно такое отношение к войне это плохо, но если хорошенько вооружиться, то можно победить. С возникновением ядерного оружия массовое сознание людей начало меняться, медленно, мучительно, порой на грани катастрофического срыва, но меняться в сторону того, что в новой войне победителей может не быть.

Доводы о том, что человечество не "созрело" до того или иного новшества, не убедительны. Как оно может "созреть", если ничто не будет побуждать его перейти от варварского состояния, когда нормой считается использование во вред человеку передовых достижений мысли, к иному, более гуманному?

Любое вновь открываемое явление таит в себе благо и зло. Все зависит от того, как им распорядятся. И человечество может идти вперед, только преодолевая одно искушение за другим и выходя из них более могущественным, духовно более чистым.

В такой ситуации, с точки зрения автора, единственно возможным решением может быть принятие творческой личность всей полноты ответственности за судьбу своих открытий. И уж ни в коем случае не оставаться равнодушным наблюдателем.

Не менее важна проблема путей достижения творческой Цели, которую в романе "Час Быка" подробно рассмотрел И.А.Ефремов. С его точки зрения ничем нельзя оправдать достижение самой гуманной Цели не гуманными путями, ибо они словно ржа невидимо подтачивают нравственные устои всего общества. Например, спасателям, всем, кто в своей работе связан с морем, хорошо известны данные (очень нужные и полезные) о допустимом пребывании человека в холодной воде. Но все ли задумывались о том, каким образом была получена большая их часть?! С точки зрения высокой нравственности в выборе средств достижения Цели надо следовать завету И.А.Ефремова: "Ищите обходной путь… Мир невообразимо сложен, и вы обязательно найдете много других дорог к раскрытию истины."

Высокая нравственность необходима творческой личности и в чисто профессиональном плане. Подлинная творческая личность чуждается неразборчивой погони за признанием любой ценой. И, тем не менее, в истории науки и техники время от времени встречаются примеры фальсификации данных и тому подобные случаи. Например, в 1933 году Г.Карабачек запатентовал в Германии весьма сложный процесс синтеза алмазов, благодаря которому ему, якобы, удалось их получить. "Синтетические ал-

мазы Карабачека" даже долгое время демонстрировались в музее Гарвардского университета. Наконец, в результате тщательного анализа выяснилось, что по составу они как две капли воды похожи на южноафриканские природные алмазы. Подобные случаи противны самому духу научных исследований, которые зиждутся на доверии к факту! В воспитании высокой нравственности велика роль1 повышения своего общекультурного уровня.

 

* * *

 

Каждая творческая личность яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира таких разных личностей, как Ж.Верн, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, И.А.Ефремов, Ж.-И.Кусто, И.И.Сикорский и многие многие другие. Следовательно, развитие в себе этих качеств не является "подгонкой" под некий безликий, серый "штамп", а, наоборот, усиливает индивидуальность!

 

Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными

В рассмотренные ранее задачах содержалась одна неизвестная искомый результат. В науке и технике часто встречаются задачи, в которых не только неизвестен искомый результат, но даже причина возникновения задачи. Вот пример подобной задачи с двумя неизвестными, с которой в свое время пришлось столкнуться преподавателю ТРИЗ, инженеру В.В.Митрофанову.

Задача N 41. На заводе, выпускающем микросхемы, началась таинственная "эпидемия". Проверенные и упакованные микросхемы перевозили из одного цеха в другой. И там, на входном контроле, обнаруживалось, что в части из них произошел электрический пробой. После тщательной проверки удалось выяснить, что… люди и проверочное оборудование к этому не причастны. Как же устранить возникший брак?

В.В.Митрофанов предложил простой прием, позволяющий использовать знания ТРИЗ для решения таких задач. Суть его в том, чтобы вместо попыток понять, что же происходит, 1надо 1переформулировать задачу наоборот, т.е. ответить на вопрос: 1что надо сделать, чтобы намеренно получить наблюдаемое явле1ние, используя только его естественные ресурсы.

Для обратной задачи можно сформулировать противоречие типа: объект должен иметь одно состояние (свойство), чтобы наблюдаемое явление действительно происходило, и объект должен иметь противоположное состояние (свойство), чтобы не противоречить ранее установленным фактам. Возможный обратный ИКР, или анти-ИКР: явление происходит САМО собой, без искусственного вмешательства извне, или: объект САМ принимает противоположные состояния. Таким образом, дальнейший ход решения аналогичен ходу решения ранее рассмотренных задач. Позднее специалисты по ТРИЗ Б.Л.Злотин и А.В.Зусман назвали этот прием обращением исследовательской задачи0.

Вернемся к задаче о микросхемах. Суть обратной задачи: надо сделать так, чтобы микросхемы пробивались без вмешательства со стороны человека и приборов. Пробой микросхемы возможен только при подаче на ее выводы повышенного напряжения. Противоречие: на выводы надо подавать повышенное напряжение, чтобы вызвать пробой микросхемы, и не надо подавать, т.к. никто к этому не причастен. Анти-ИКР задачи: электрический заряд САМ возникает на выводах во время транспортировки микросхем. Как получить заряды, используя только имеющиеся ресурсы микросхемы, упаковку, средство перевозки?

Школьных знаний для этого достаточно: заряды могут возникать при трении. И действительно, упаковка оказалась пластмассовой, экспериментальная проверка подтвердила предположение. Зная причину пробоя, можно легко ее устранить.

Вспомним задачу N 20 о жуке-бомбардире. Надо сделать так, чтобы жук не мог обжечься собственным кипятком. Сформулируем противоречие: струя выстреливаемой жидкости должны быть кипящей, чтобы отпугивать врагов, и она должна быть холодной, чтобы жук не сварился в ней. Его можно разрешить в пространстве. То есть внутри жука жидкость холодная, а снаружи горячая. Анти-ИКР: жидкость САМА закипает, оказавшись на воздухе. Как это можно сделать?

Нетрудно догадаться, что загадка жука кроется в экзотермических реакциях. Некоторые жидкости могут закипать, вступая в реакцию с кислородом воздуха или с другими высокоактивными жидкостями. В природе оказалось реализовано второе решение: жук стреляет струями горючего и окислителя.

Сформулируем противоречие для обратной задачи N 36: бактерии должны находиться на поверхности, чтобы вызвать повторную вспышку эпидемии, и они должны находиться глубоко под землей среди останков овец, чтобы сохранять активность. Анти-ИКР: бактерии САМИ поднимаются на поверхность. Но они не способны на это. Следовательно, надо выявить ресурсы почвы, которые могут способствовать их выносу на поверхность. Пастер предположил, что роль переносчика могут выполнять черви. Эксперимент на морских свинках подтвердил его идею.

Сформулируем обратную задачу для загадочного порта Амнис (задача N 35): надо сделать так, чтобы порт не нуждался в хорошей якорной стоянке. Противоречие: хорошая якорная стоянка должна быть, чтобы суда могли спокойно стоять под разгрузкой, и ее не должно быть, чтобы это соответствовало действительности. Разрешить его можно во времени или в пространстве. Во времени: в древние времена гавань порта могла быть хорошо защищена, а затем, вследствие геологических катаклизмов, разрушилась. В пространстве: порт Амнис должен служить только приемником грузов, а разгрузка судов должна вестись в другом, защищенном месте.

Первое не подтвердилось. Ж.-И.Кусто предположил, что промежуточным портом мог быть небольшой островок Дия, изобилующий множеством глубоких бухт и расположенный неподалеку от Крита, и с которого грузы на лодках могли перевозиться в Амнис. Подводные изыскания действительно привели к открытию древнего порта на Дие и подтвердили вывод Кусто.

Обратная задача для задачи N 39: надо сделать так, чтобы концы цепей в принципе не могли перепутываться при расплетании молекулы ДНК. Противоречие: концы цепей должны расплетаться, чтобы происходило разделение ДНК на две цепи, и не должны расплетаться, чтобы не перепутываться. Анти-ИКР: цепи ДНК САМИ расплетаются, не смотря на скрепленные концы.

Это почти готовый ответ. В 1964 году биолог Фонг предположил, что разрыв связей между цепями начинается в средней точке двойной спирали, т.е. цепи расплетаются от середины к краям, а не наоборот. Таким образом их концы остаются скрепленными вплоть до полного разделения цепей.

Загадка эффекта Рассела (задача N 37) оставалась неразгаданной около 70 лет, пока ее не раскрыл В.В.Митрофанов. Он попытался решить обратную задачу: как должны себя вести атомы водорода, чтобы долететь до фотопластинки. Сформулировал противоречие: атомы водорода должны объединяться в молекулы, чтобы долететь до пластинки, и не должны, чтобы воздействовать на нее. Анти-ИКР: атомы водорода САМИ возникают в непосредственной близости от пластинки. Он разрешил это противоречие во времени: атомы водорода объединяются в возбужденные молекулы, и те отправляются в дальний путь; у фотопластинки под действием поверхностных сил возбужденные молекулы легко распадаются на атомы, и те вызывают засветку.

 

Алмазные этюды: взгляд за горизонт

В один из долгих зимних вечеров в "Эврике" разгорелась жаркая дискуссия, начавшаяся с простого, казалось бы, вопроса: "Что стал бы делать каждый из нас, если бы эксперименты по синтезу алмаза предположим завершились успехом?"

Сперва разговор принял шутливый оборот, но вскоре "новоявленные нувориши" принялись серьезно обсуждать возможные новые направления творческого поиска и конкретные творческие Цели, которые могли бы быть поставлены, исходя из уже полученных результатов по первой Цели. Вот несколько примеров.

1.0 При любом исходе работ с "алмазной трубой" полученные промежуточные результаты позволяют заняться детальной разработкой простых установок для синтеза и выращивания крупных высококачественных кристаллов алмаза (см. главу 5, "Затяжное приключение").

2. 0В 1975 году советский ученый Л.В.Верещагин обнаружил, что при давлении в 1 млн. атмосфер и температуре -585о0С лед переходит из полупроводникового состояния в металлическое.

Спустя 11 лет другие советские исследователи обнаружили, что при давлении 2,5 3 млн. атмосфер и температуре -2485о0С лед переходит в сверхпроводящее состояние!

Такие результаты получены при воздействии на вещество двух факторов давления и температуры. Можно только догадываться, какие удивительные открытия могут быть сделаны при одновременном воздействии нескольких сверхфакторов (температура, электромагнитные излучения, статические и динамические давления и т.д.)! И тут наша установка может быть использована в качестве простого исследовательского инструмента.

В перспективности подобных систематических исследований убеждают и другие факты. Например, открытие явления аномально низкого трения, возникающего при совместном воздействии сверхнизкого давления (вакуума) и ионизирующих излучений. Возможно, что и поиски "горячей" сверхпроводимости также должны вестись в направлении совместных сверхвоздействий.

3. 0До сих пор в развитии техники преобладает тенденция к созданию "стабильной" техники, т.е. независимой от внешних условий. Для работы в различных жестких условиях (высокие-низкие давления, высокие-низкие температуры, ионизирующие излучения, агрессивные среды и т.п.) приборы и машины защищают с помощью различных технических ухищрений.

А что если пойти обратным путем создавать заведомо "нестабильную" технику!, технику, изготовленную из материалов и веществ, обретающих нужные свойства только в условиях эксплуатации (например, лед-сверхпроводник при сверхвысоком давлении). Так, сейчас электронику для космических аппаратов пытаются либо защищать от ионизирующих излучений, либо делать ее нечувствительной к ним (например, на основе алма-

зов). Представим себе некий материал, который становится полупроводником только в условиях вакуума и излучений! Электронные приборы на его не надо защищать от внешних условий, ибо из врага они превращаются в верного союзника.

Используя принцип "нестабильности", можно получать огромный выигрыш в простоте конструкций, в весе, размерах…

4. 0При создании модели алмазной трубы пришлось решать задачу о предохранении камеры от действующего изнутри огромного давления. В технике нередко возникает обратная задача…

Так, при погружении батискафа "Триест" на дно Марианской впадины глубочайшей точки мирового океана всего 4% времени было затрачено на ее исследование. Остальное время (свыше 8 часов) ушло на погружение и всплытие. Почему?

Стальной толстостенный шар весом 10 тонн защитил исследователей от колоссального давления воды в 1100 атмосфер. Но для придания плавучести этой махине пришлось ее прикрепить к поплавку с бензином емкостью 100 000 литров! Трудно предложить лучший тормоз для спуска и всплытия.

Задача N 42. 0Для повышения маневренности подводного аппарата надо использовать легкую, следовательно, тонкостенную кабину. Но такая кабина не выдержит давления воды. Повышать давление воздуха в кабине для компенсации внешнего давления нельзя. Необходимо предложить идею легкой кабины, выдерживающей максимальное давление океанских глубин. Как быть?

Как это не странно, но для решения этой задачи вполне достаточно современных знаний. Проверьте свои силы.

5. 0Физика высоких давлений изучает их воздействие на вещество. Но первой работой основателя этого научного направления П.У.Бриджмена было исследование влияния высокого дав-

ления на животный белок. Результаты ошеломляли белок свертывался, как если бы его варили в крутом кипятке.

В связи с этим до середины XX века считалось, что жизнь на больших глубинах океана невозможна. А в 1951 году датская океанографическая экспедиция извлекла с глубины 10 километров образцы морских животных. Акванавты батискафа "Триест" на дне Марианской впадины обнаружили живую рыбу.

Какие удивительные "изобретения" сделала природа, чтобы живые организмы приспособились к таким давлениям?!

Известно, что жизнь существует и при других экстремальных условиях, например, без кислорода, при высоких температурах.

Систематичное изучение этих и других приспособлений жизни к экстремальным условиям позволит глубже понять законы биологической эволюции. И, может быть, научиться "на кончике пера" предсказывать возможный ход эволюции в других мирах.

Кто знает, быть может в далеком будущем эти знания позволят усовершенствовать "конструкцию" самого человека, и он сможет свободно жить в открытом космосе, как на Земле?..

 

* * *

 

На этом автор счел возможным закончить рассказ об алмазных экспериментах, которые пока еще далеки от завершения. Испытания действующей модели установки "Искусственная алмазная труба" подтвердили правильность полученных решений. Это важный промежуточный результат. Однако достигнутые параметры пока не позволяют начать собственно эксперименты по синтезу.

И причиной тому вовсе не технические трудности: найдены решения, позволяющие повысить рабочее давление в камере до 70 000 атмосфер, с высокой точностью задавать требуемое статическое давление (задача А15) в диапазоне от нуля до максимума, и многие другие.

Ребята из "Эврика-1", начинавшие эту интереснейшую работу, окончили школу и теперь им предстоит сделать уже не "учебный", а реальный выбор своего жизненного пути. Каков он будет? покажет время. Готовится команда "Эврика-2", которая, по-видимому, примет начатую эстафету.

Предстоят огромные исследования совместного воздействия статических и динамических давлений на графит. А далее можно переходить к моделированию не только физических, но и химических условий в алмазной трубе. Работа, интересная даже вне связи с попытками синтеза алмазов. Но не это главное!!!

Работа над "учебной" творческой Целью была игрой, но Игрой, достойной современных школьников. Ее главные сверхЦели0: доказать себе и другим, что дорога в творчество открыта каждому, что можно и нужно поверить в свои силы, в свой, может быть, еще скрытый талант, что можно и нужно ставить перед собой смелые творческие Цели, и, наконец, что именно такая Игра реальная творческая работа на пределе своих сил сильный способ творческого саморазвития.

Насколько нам это удалось, судить читателю.

Игра станет во много более эффективной, если, минуя "учебную" Цель, сразу начать к поиски СВОЕГО творческого пути.

 

Стратегия открытия таланта

Рассмотрим обобщенную стратегию открытия таланта, опирающуюся на основные этапы становления и качества творческой личности. Она состоит из трех ступеней. Читатель волен выбрать в ней свою "точку отсчета" и "глубину погружения",

сообразуясь с индивидуальными особенностями. Следует помнить, что каждый последующий шаг на этом пути не отменяет необходимости самосовершенствования на предыдущих, а дополняет, усиливает их.

Первая ступень..0 1Главный стимул саморазвития интерес к 1новому, необычайному (поисковая активность).

Первый этап творческого саморазвития. развитие поисковой активности и воображения: чтение научно-фантастической и научно-популярной литературы, биографий выдающихся творческих личностей; выполнение упражнений по развитию воображения (см. Приложение 2).

Второй этап. многообразие интересов: добавляется сознательное расширение круга собственных интересов, систематическое чтение научно-популярной литературы, повышение общекультурного уровня, знакомство с искусством.

О культуре следует сказать особо. Даже не упоминая о ее влиянии на воспитание чувств и души, что само по себе важно с точки зрения формирования высоконравственной личности, произведения искусства обладают феноменальной способностью стимулировать развитие поисковой активности и творческого мышления, особенно воображения. Если же принять гипотезу И.А.Ефремова о природе чувства прекрасного (см.главу 2), то становится ясна причина влияния гармонии формы, цвета, звука, слова на развитие диалектичности и системности мышления. Недаром подавляющая часть выдающихся творческих личностей люди высочайшей культуры.

Третий этап. возникновение интереса к конкретной области: добавляется выполнение специальных упражнений по развитию остальных составляющих творческого мышления (разделы

"Наука побеждать", Приложение 2), знакомство с ТРИЗ, выработка элементарных навыков решения творческих задач; стремление определиться с главной областью интересов.

Прохождение первой ступени целесообразно в любом случае, независимо от последующего выбора жизненного пути. Последующие ступени имеют четкую направленность на творчество.

Вторая ступень..0 1Происходит смена стимула саморазвития 1поиск своего творческого направления. 0Эффективность саморазвития при этом существенно возрастает.

Четвертый этап. формирование главного вектора творческого поиска: добавляется углубление знаний в выбранной области науки или техники, начинается углубление знаний в смежных областях; систематическое самообразование; систематическое изучение ТРИЗ и отработка навыков решения творческих задач, первые попытки использования этих знаний в своей области интереса. Начинается развитие элементарных навыков планирования и рационального использования времени, применительно к процессу самообразования. Выработка навыков работы с литературой, начало формирования личного информационного фонда.

Следует добавить, что изучение ТРИЗ также важно с точки зрения совершенствования процесса самообразования, поскольку она по своей сути является высокоэффективной технологией практического применения существующих знаний.

Третья ступень..0 1Происходит очередная смена стимула само1развития стремление поставить конкретную творческую Цель. Эффективность саморазвития при этом резко возрастает.

Пятый этап. формирование творческой Цели: возникает настоятельная необходимость в реальной, практической деятельности в выбранной области науки и техники (на первых по-

рах не обязательно творческой), первые попытки самостоятельно внести в нее что-либо новое; добавляется усиленное самообразование в выбранной и смежных областях науки и техники. Ведутся интенсивные поиски конкретной новой проблемы будущей творческой Цели (с учетом ее принципиальной достижимости и дальнейших перспектив творческой работы см.главу 7). Навыки творческого мышления отрабатываются на решении простых, реальных творческих задачах выбранной области. Идет интенсивное развитие всех аспектов работоспособности, применительно к конкретной деятельности в выбранной области. Начинается систематическое формирование личного информационного фонда по выбранной и смежным областям.

 

* * *

 

С выбором творческой Цели в основном завершается формирование творческой личности, начинается собственно творческая деятельность. Творческое саморазвитие при этом не завершается, а резко интенсифицируется: сильнейший тому стимул наличие конкретной творческой Цели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вот и закончилось наше краткое знакомство с удивительным и многоликим миром творчества в науке и технике. Читатель познакомился с основными этапами становления творческой личности и путями их эффективного прохождения, основанными на опыте выдающихся творческих личностей. Были рассмотрены основные качества творческой личности и некоторые рекомендации по их саморазвитию.

Особо было уделено внимание проблемам выбора творческой Цели, определяющего всю последующую судьбу творческой личности. На конкретном опыте творческих личностей читатель мог убедиться в том, что способствует ее правильному выбору, как может происходит последующие переходы к новым творческим Целям. Была рассмотрена полная система творческих Целей в науке и технике, сделана попытка, опираясь на открытие выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, установить наиболее предпочтительные промежутки времени для тех или видов творческой деятельности.

Читатель получил возможность лично убедиться в характерных особенностях становления и последующей судьбы творческой личности не только на фрагментарных примерах, из которых в принципе можно построить 1любую 0картину творческой судьбы, но и на конкретном примере творческой биографии выдающегося ученого, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова.

Были рассмотрены некоторые основополагающие понятия теории решения изобретательских задач и конкретные примеры их приложения к решению творческих задач в самых различных областях.

Наконец, читатель смог убедиться в принципиальной постижимости всего вышеизложенного на примере своих сверстников из детского изобретательского клуба "Эврика", поставивших перед собой "учебную" творческую Цель и сумевших достаточно далеко продвинуться на пути ее достижения.

Как и в начале этой книги, автор продолжает утверждать, что каждый человек, бесспорно, талантлив, хотя может и не подозревать об этом в течение всей жизни! Каждому по силам самостоятельно развить свои творческие способности до высочайшего уровня!

Если вы, читатель, почувствовали влечение к миру творчества в науке и технике, или уже укрепились в своем стремлении посвятить ему свою жизнь, если смогли вынести из этой книги нечто полезное для себя, то автор может считать свою задачу выполненной. Следующие ход за вами, читатель!

Удачи и успехов вам в творчестве!

 

Приложение 1 Система Целей творческой личности

 

0 Таблица 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ А.Вегенер ¦Изучение климата ¦1. Исследование климата по-¦ ¦ ¦Земли ¦лярных широт, в частности, ¦ ¦ ¦ ¦Гренландии ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Изучение геологи-¦2. Об"яснение происхождения¦ ¦ ¦ческой истории ¦материков и океанов Земли ¦ +————+——————+—————————¦ ¦В.И.Вернад¦Познание мира и ¦1.Исследование кристаллов ¦ ¦ский ¦человека ¦2.Исследование минералов ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование роли химиче-¦ ¦ ¦ ¦ских превращений в геологи-¦ ¦ ¦ ¦ческих процессах ¦ ¦ ¦ ¦4.Исследование влияния жиз-¦ ¦ ¦ ¦ни на геологическую историю¦ ¦ ¦ ¦5.Исследование влияния че¦ ¦ ¦ ¦ловека на развитие жизни и ¦ ¦ ¦ ¦геологическую историю Земли¦ ¦ ¦ ¦6.Исследование развития на-¦ ¦ ¦ ¦учных знаний во взаимосвязи¦ ¦ ¦ ¦с историей человека и Земли¦ +————+——————+—————————¦ ¦И.А.Ефремов ¦Изучение истории ¦1.Поиск и изучение ископае-¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦И.А.Ефремов ¦жизни Земли ¦мых животных, реконструкция¦ ¦(продолж.) ¦ ¦исчезнувшей жизни ¦ ¦ ¦ ¦5.Обоснование неизбежности ¦ ¦ ¦ ¦возникновения разума в про-¦ ¦ ¦ ¦цессе эволюции ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Изучение геологи-¦2.Исследование Сибири и Да-¦ ¦ ¦ческой истории ¦Дальнего Востока, поиск по-¦ ¦ ¦Земли ¦лезных ископаемых ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование процессов ¦ ¦ ¦ ¦разрушения горных пород ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Повышение полноты¦4.Исследование закономерно-¦ ¦ ¦историко-геологи-¦стей захоронения ископаемых¦ ¦ ¦ческой летописи ¦животных во взаимосвязи с ¦ ¦ ¦Земли ¦геологическими процессами ¦ ¦ ¦ ¦5.Разработка основ морской ¦ ¦ ¦ ¦тафономии ¦ ¦ ¦ ¦6.Поиск новых путей повыше-¦ ¦ ¦ ¦ния информативности палеон-¦ ¦ ¦ ¦тологических методов иссле-¦ ¦ ¦ ¦ваний ¦ ¦ ¦ ¦7.Популяризация знаний по ¦ ¦ ¦ ¦палеонтологии, науки в общ.¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ ¦ литературное творчество ¦ ¦И.А.Ефремов ¦Повышение полноты¦8.Показ романтики познания,¦ ¦(продолж.) ¦исторической ле¦внутреннего мира ученого ¦ ¦ ¦тописи человече¦9.Показ малоизвестных стра-¦ ¦ ¦ства ("Помогать ¦ниц истории человечества ¦ ¦ ¦другим, создавая ¦10.Показ возможного далеко-¦ ¦ ¦прекрасное, рас¦го будущего человечества ¦ ¦ ¦пространяя зна ¦11.Исследование проблем во-¦ ¦ ¦ние") ¦спитания, формирования мо¦ ¦ ¦ ¦рали будущего ¦ ¦ ¦ ¦12.Исследование проблем, ¦ ¦ ¦ ¦могущих возникнуть на пути ¦ ¦ ¦ ¦в будущее, и их решения ¦ ¦ ¦ ¦13.Исследование истоков фо-¦ ¦ ¦ ¦рмирования общечеловечес ¦ ¦ ¦ ¦кой морали, культуры, зна¦ ¦ ¦ ¦чения чувства прекрасного в¦ ¦ ¦ ¦воспитании и мировоззрении ¦ +————+——————+—————————¦ ¦С.П.Королев ¦Создание и разви-¦1.Создание ракеты, способ¦ ¦ ¦тие практической ¦ной преодолевать притяжение¦ ¦ ¦космонавтики ¦Земли ¦ ¦ ¦ ¦2.Создание пилотируемого ¦ ¦ ¦ ¦космического корабля ¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦С.П.Королев ¦ ¦3.Создание снаряжения для ¦ ¦(продолж.) ¦ ¦работы в открытом космосе ¦ ¦ ¦ ¦4.Создание межпланетных ав-¦ ¦ ¦ ¦томатических станций ¦ ¦ ¦ ¦5.Создание обитаемых спут¦ ¦ ¦ ¦ников Земли ¦ ¦ ¦ ¦6.Создание межпланетного ¦ ¦ ¦ ¦космического корабля ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ Ж.-И.Кусто ¦Изучение подвод¦1.Создание простого и наде-¦ ¦ ¦ного мира ¦жного дыхательного аппарата¦ ¦ ¦ ¦позволяющего свободно пла¦ ¦ ¦ ¦вать под водой ¦ ¦ ¦ ¦2.Исследование влияния глу-¦ ¦ ¦ ¦бины на человека ¦ ¦ ¦ ¦3.Расширение сферы примене-¦ ¦ ¦ ¦ния акваланга (подводная ¦ ¦ ¦ ¦археология, геология и пр.)¦ ¦ ¦ ¦4.Исследование жизни обита-¦ ¦ ¦ ¦телей моря и их сообществ ¦ ¦ ¦ ¦5.Исследование континен ¦ ¦ ¦ ¦тального шельфа и средних ¦ ¦ ¦ ¦глубин океана ¦ ¦ ¦ ¦6.Исследование возможности ¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦Ж.-И.Кусто ¦ ¦длительной жизни и работы ¦ ¦(продолж.) ¦ ¦человека под водой ¦ ¦ ¦ ¦7.Популяризация знаний о ¦ ¦ ¦ ¦море (книги,кино,телевид.) ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Охрана окружающей¦8.Исследование влияния че¦ ¦ ¦среды ¦ловека на жизнь моря ¦ ¦ ¦ ¦9.Борьба за сохранение чис-¦ ¦ ¦ ¦тоты мирового океана ¦ ¦ ¦ ¦10.Исследование взаимного ¦ ¦ ¦ ¦влияния человек-океан: про-¦ ¦ ¦ ¦блема совместного выживания¦ ¦ ¦ ¦11.Борьба за сохранение ¦ ¦ ¦ ¦природы в целом ¦ ¦ ¦ ¦12.Создание экол.чистых ви-¦ ¦ ¦ ¦дов морской техники, техно-¦ ¦ ¦ ¦логий разумного использова-¦ ¦ ¦ ¦ния ресурсов океана ¦ +————+——————+—————————¦ ¦А.Н.Лодыгин ¦Летательные аппа-¦1.Создание геликоптера с ¦ ¦(ряд Целей ¦раты тяжелее воз-¦электрическим приводом ¦ ¦ не указан) ¦духа ¦ ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Совершенствование¦2.Создание водолазного ска-¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦А.Н.Лодыгин ¦водолазной техни-¦фандра с получением кисло¦ ¦(продолж.) ¦ки ¦рода электролизом воды ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Совершенствование¦3.Создание экономичного эл.¦ ¦ ¦источников элект-¦источника света ¦ ¦ ¦рического освеще-¦4.Создание долговечной эле-¦ ¦ ¦ния ¦ктрич. лампы накаливания ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ О.Пикар ¦Изучение физичес-¦1.Исследование магнитных ¦ ¦ ¦ких явлений ¦явлений в воде и газах ¦ ¦ ¦ ¦2.Разработка теории синтеза¦ ¦ ¦ ¦искусственных алмазов ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование магнитных ¦ ¦ ¦ ¦явлений в веществах ¦ ¦ ¦ ¦4.Создание сверхчувствите¦ ¦ ¦ ¦льного сейсмографа ¦ ¦ ¦ ¦5.Исследование радиоактив¦ ¦ ¦ ¦ных веществ ¦ ¦ ¦ ¦6.Проведение опыта Майкель-¦ ¦ ¦ ¦сона (измерение скорости ¦ ¦ ¦ ¦света) в верхних слоях ат¦ ¦ ¦ ¦мосферы ¦ ¦ ¦ ¦7.Исследование космических ¦ ¦ ¦ ¦излучений ¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ О.Пикар ¦Достижение непод-¦8.Создание стратостата для ¦ ¦(продолж.) ¦властных человеку¦изучения космических лучей ¦ ¦ ¦стихий ¦в стратосфере ¦ ¦ ¦ ¦9.Создание батискафа для ¦ ¦ ¦ ¦исследования предельных ¦ ¦ ¦ ¦глубин океана ¦ +————+——————+—————————¦ ¦ Г.Селье ¦Изучение биологи-¦1.Исследование влияния ви¦ ¦ ¦ческих законов ¦тамина D на свертываемость ¦ ¦ ¦природы ¦крови ¦ ¦ ¦ ¦2.Исследование общей реак¦ ¦ ¦ ¦ции организма на различные ¦ ¦ ¦ ¦виды биологических раздра¦ ¦ ¦ ¦жителей ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование сердечных ¦ ¦ ¦ ¦некрозов ¦ ¦ ¦ ¦4.Исследование кальциевого ¦ ¦ ¦ ¦обмена в организмах ¦ +————+——————+—————————¦ ¦И.И.Сикор ¦Развитие авиации ¦1.Создание легкого самолета¦ ¦ский ¦ ¦2.Создание большого много¦ ¦ ¦ ¦моторного самолета ¦ ¦ ¦ ¦3.Создание серии многоцеле-¦ ¦ ¦ ¦вых самолетов ¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦И.И.Сикор ¦ ¦4.Создание межконтиненталь-¦ ¦ский ¦ ¦ного транспортно-пассажир¦ ¦(продолж.) ¦ ¦ского самолета ¦ ¦ ¦ ¦5.Создание вертолета ¦ ¦ ¦ ¦6.Создание серии многоцеле-¦ ¦ ¦ ¦вых вертолетов ¦ +————+——————+—————————¦ ¦К.Э.Циолков-¦Освоение воздуш¦1.Разработка проекта цель¦ ¦ский ¦ного океана ¦нометаллического дирижабля ¦ ¦ ¦ ¦2.Разработка проекта цель¦ ¦ ¦ ¦нометаллического самолета ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование закономер ¦ ¦ ¦ ¦ностей обтекания воздухом ¦ ¦ ¦ ¦тел различной формы ¦ ¦ ¦ ¦4.Создание теории полета и ¦ ¦ ¦ ¦разработка проекта реактив-¦ ¦ ¦ ¦ного самолета ¦ ¦ ¦ ¦5.Разработка проекта паро¦ ¦ ¦ ¦газового авиадвигателя ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Разработка новых ¦6.Разработка проекта поезда¦ ¦ ¦видов транспорта ¦на воздушной подушке ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Освоение мировых ¦7.Обоснование ракеты в ка¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦К.Э.Циолков-¦пространств ¦честве средства передвиже¦ ¦ский ¦ ¦ния в космосе ¦ ¦(продолж.) ¦ ¦8.Разработка способа борьбы¦ ¦ ¦ ¦с перегрузками в движущейся¦ ¦ ¦ ¦ракете ¦ ¦ ¦ ¦9.Создание теории реактив¦ ¦ ¦ ¦ного движения ¦ ¦ ¦ ¦10.Разработка проектов ра¦ ¦ ¦ ¦кет, способные преодолевать¦ ¦ ¦ ¦притяжение Земли и межпла¦ ¦ ¦ ¦нетные пространства ¦ ¦ ¦ ¦11.Создание теории межпла¦ ¦ ¦ ¦нетных полетов ¦ ¦ ¦ ¦12.Формулирование основных ¦ ¦ ¦ ¦этапов освоения космоса ¦ ¦ +——————+—————————¦ ¦ ¦Рассмотрение во¦13.Рассмотрение перспектив ¦ ¦ ¦просов будущего ¦развития общества ¦ ¦ ¦человечества, по-¦14.Развитие Вселенной, роль¦ ¦ ¦знание Вселенной ¦разума в этом процессе ¦ ¦ ¦ ¦15.Создание теории косми ¦ ¦ ¦ ¦ческих эр (прогноз-гипотеза¦ ¦ ¦ ¦развития Вселенной и разума¦ ¦ ¦ ¦на сотни миллиардов лет!) ¦ +———————————————————-+

Продолжение таблицы 3 +———————————————————-+ ¦ ¦Главный вектор ТП¦ творческая Цель ¦ +————+——————+—————————¦ ¦А.Л.Чижев ¦Изучение влияния ¦1.Исследование влияния на ¦ ¦ский ¦Солнца на земную ¦организм аэроионов, возни¦ ¦ ¦жизнь ¦кающих под действием Солнца¦ ¦ ¦ ¦2.Создание методов лечения ¦ ¦ ¦ ¦ионами кислорода ¦ ¦ ¦ ¦3.Исследование роли ионов ¦ ¦ ¦ ¦кислорода в процессе дыха¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦4.Исследование влияния сол-¦ ¦ ¦ ¦нечных излучений на разви¦ ¦ ¦ ¦тие микроорганизмов ¦ ¦ ¦ ¦5.Исследование влияния пе¦ ¦ ¦ ¦риодов солнечной активности¦ ¦ ¦ ¦на возникновение эпидемий, ¦ ¦ ¦ ¦сердечно-сосудистых заболе-¦ ¦ ¦ ¦ваний и других явлений жи¦ ¦ ¦ ¦вотной и растительной жизни¦ ¦ ¦ ¦6.Исследование влияния пе¦ ¦ ¦ ¦риодов солнечной активности¦ ¦ ¦ ¦на историю человечества ¦ ¦ ¦ ¦7.Исследование влияния ¦ ¦ ¦ ¦Солнца на кровообращение ¦ +———————————————————-+

 

Приложение 2 Несколько упражнений по развитию творческого мышления

Приводимые ниже упражнения по развитию составляющих творческого мышления можно выполнять практически в любой обстановке, в одиночку и с товарищами. Они просты и не требуют предварительной специальной подготовки. Не смотря на внешнюю простоту, систематическое их выполнение не замедлит сказаться ощутимыми положительными результатами.

В конце приложения, в таблице 4 показаны основные влияния этих упражнений на составляющие творческого мышления.

 

Упражнение "Хорошо-плохо"

1Выбрать исходный объект (факт) и рассмотреть его ка1кую-либо положительную сторону, связанную с существованием 1другого объекта (факта). В свою очередь, рассмотреть ка1кую-либо отрицательную сторону второго объекта (факта), свя1занную с существованием третьего объекта (факта). Затем 1рассмотреть положительную сторону третьего… И так далее, 1переходя от одного объекта (факта) к другому, поочередно 1рассматривая их положительные и отрицательные стороны.51

Рассмотрим пример выполнения упражнения.

Лед это хорошо, т.к. можно кататься на коньках.

Кататься на коньках это плохо, т.к. можно сильно раз 51 0Идея упражнения предложена в кн.: Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев: Лумина, 1988. С.25-26.

бить колено.

Разбить колено это хорошо, т.к. во время болезни появится много свободного времени, можно много читать.

Много читать это плохо, т.к. устанут глаза.

Устанут глаза это хорошо, т.к. во время отдыха можно будет не спеша обдумать прочитанное…

Таких переходов может быть неограничено много.

 

Задача N 43. 0Возьмите в качестве исходного объекта часы, телевизор, книгу, город, школу, самолет, автомобиль, компьютер, кресло, ветер, дождь, солнце. Протяните цепочку "хорошо-плохо" на 15-20 шагов.

 

Упражнение "Прогноз противоречий"

1Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение 1главную полезную функцию (ГПФ). Выявить характеристику 1(свойство) объекта или какой-либо его части, изменение кото1рой в большую или меньшую сторону оказывает наиболее сущест1венное влияние на выполнение объектом своей ГПФ (улучшает 1или ухудшает).5* 1Мысленно увеличить это характеристику (свой1ство) в 5-100 раз, одновременно отслеживая, как такие изме1нения скажутся на выполнении ГПФ и какие при этом возникнут 1недостатки. Проделать то же самое, уменьшив ее до предела.

1По результатам мысленного эксперимента сформулировать 1противоречие и разрешить его с целью существенного повышения 1ГПФ, используя рекомендации разделов "Наука побеждать".

Рассмотрим парусную яхту (задача N 19). Ее основное наз 5* 0Примечание: В первую очередь следует рассматривать части объекта, непосредственно обеспечивающие выполнение ГПФ.

начение (ГПФ) плавать. На скорость плавания наиболее существенное влияние оказывает парус, конкретнее размер паруса. Чем он больше, тем выше скорость яхты, в пределе приближающаяся к скорости ветра. Но при этом будет уменьшаться остойчивость яхты: ее опрокинет даже легкое дуновение. По мере уменьшения размера паруса, остойчивость яхты будет увеличиваться, достигая предела при полном отсутствии паруса. Скорость при этом будет равна нулю.

Итак, сформулируем противоречие: парус должен быть очень большим (в сотни раз больше обычного!), чтобы существенно увеличить скорость яхты, и парус должен быть маленьким, чтобы не ухудшать остойчивость яхты. Такое противоречие можно разрешить, например, разделением противоречивых требований в пространстве. Огромный парус с его большим тяговым усилием следует отделить от яхты, остойчивой сама по себе. Такой парус можно соединить с яхтой канатом. В этом случае остойчивость яхты не будет зависеть от размера паруса.

Возникает новая задача: как удержать парус в воздухе в моменты затишья? ИКР: парус САМ висит в воздухе. Например, американский изобретатель Д.Бридж в 1981 году предложил парус-парашют с двойной оболочкой, заполненной легким газом (патент США N 4 296 704).

Задача N 44. 0Спрогнозируйте противоречия в развитии объектов: стул, авторучка, портфель, школьная доска, пылесос, лампа, фотоаппарат, радиоприемник, персональный компьютер. Попытайтесь разрешить выявленные противоречия.

 

Упражнение "Робинзон"

1Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение — 1главную полезную функцию (ГПФ). Затем:

11. Рассмотреть, для каких еще целей, помимо основного 1назначения, можно использовать этот объект, его составные 1части как в отдельности, так и в различных сочетаниях.

12. Рассмотреть, какие другие объекты могут выполнить ГПФ 1исходного объекта.

Стереотипы мышления навязывают образ объекта, предназначенного только для выполнения определенной конкретной функции. В действительности, любой объект таит в себе множество "скрытых" свойств (в пределе бесконечность).

Рассмотрим в качестве примера обычную шариковую ручку. Ее основное назначение оставлять яркий след на поверхности. Но кроме этого она может служить линейкой, указкой, закладкой для книги, "шилом" для протыкания отверстий в бумаге, приспособлением для разглаживания помятой бумаги и т.д.

Пустой пишущий стержень с наконечником может служить пневматическим глубиномером для аквалангиста (надо только нанести соответствующие деления), прибором для измерения плотности жидкостей, валом с упорным шарикоподшипником, трубкой для дутья воздуха при пайке ювелирных изделий…

Пишущий наконечник без шарика готовая втулка подшипника скольжения для игрушек и моделей. Из корпуса ручки можно изготовить различные втулки, оси, стойки, направляющие и многое другое. Пишущая паста хороший краситель, клей, замазка для герметизации трещин…

С другой стороны, надпись можно выполнить и без ручки куском угля, графита, обгорелой головешкой, процарапать гвоздем, иглой, осколком стекла, вырезать ножом и т.д.

Задача N 45. 0Представьте себя в роли Робинзона на необи-

таемом острове. Волной на берег выбросило несколько пустых консервных банок. Предложите несколько десятков полезных устройств, которые можно изготовить на их основе.

Задача N 46. 0Выполните упражнение, взяв в качестве исходный объектов утюг, стирающий ластик, циркуль, линейку, стул, кастрюлю, пилу, столовую вилку.

 

Многоэкранная схема мышления

На рис.52 приведена многоэкранная схема мышления, предложенная автором ТРИЗ Г.С.Альтшуллером.51

Для обычного, нетворческого мышления характерно рассматривать объекты, явления изолированно, вне связи с другими, в застывшем виде. Творческому же свойственно их рассматривать во всей полноте взаимосвязей, в динамике развития.

Включается центральный экран схемы возникает, например, книга. Обычное мышление не пойдет дальше этого экрана. Творческое же включит всю центральную группу экранов.

Нижний экран: подсистемы, из которых складывается книга. Чередой проходят ее составные части книжные блоки, корешок, переплетная крышка, форзац, отдельные страницы… Одновременно "препарируется" содержимое книги разделы, главы, параграфы, абзацы, отдельные предложения, фразы…

Верхний экран: надсистемы, образуемые множеством книг и их окружением. Возникают образы энциклопедий, собраний сочинений. Далее книгохранилища, библиотеки, которые, в свою очередь, образуют часть человеческой культуры…

 

51 0Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов.радио, 1979. С.66-70.

 

Параллельно включается левая группа тех же экранов, показывающих развитие системы "книга" в прошлом. Сменяясь проходят образы глиняных и деревянных табличек, свитков папируса, пергаментных книг, больше напоминающих шкатулки для драгоценностей… Экраном ниже сменяют друг друга клинописные значки, иероглифы, причудливые буквы, постепенно обретая привычные черты. На верхнем экране горы глиняных табличек, сменяются грудами свитков; вот возникла монашеская келья уставленная пудовыми книгами… Появились первые книжные стеллажи, принялись расти вдаль и ввысь…

В то же время на правой группе экранов возникают еще смутные образы книги будущего. Буквы превращаются в цифровые коды, книги в маленькие дискеты, а книгохранилища стягиваются в небольшие ящики компьютеров. Незримые компьютерные сети опоясывают планету, превращая ее в одно единое книгохранилище… А вдали мерцают еще более смутные образы книг в виде волнового фронта, запечатленного в кристалле, в виде сложнейшего молекулярного кода…

Но и это не все. В поле зрения возникают параллельные схемы, на которых идет развитие тесно связанных с книгой систем бумажное производство, полиграфия, фотография…

Девять экранов это минимальный минимум. При талантливом мышлении количество экранов намного больше вверх и вниз, в прошлое и будущее. При переходе от одной группы экранов к другой сменяют друг друга противоречия, возникающие в процессе развития. Некоторые же неотступно "преследуют" рассматриваемую систему, как, например, противоречие между размерами книги и объемом хранимой в ней информации.

Такое всеобъемлющее рассмотрение помогает легко преодоле-

вать барьеры, перед которыми пасует нетворческое мышление.

Вспомним задачу N 40. В ней содержится противоречие: гонец должен иметь секретное донесение, чтобы доставить его по назначению, и не должен иметь, чтобы оно не потерялось или, в случае обыска, не попало в руки недругов. Стереотипное мышление подсказывает: зашить в подкладку. Ненадежно! Задача принципиально не решается на уровне центрального экрана самого гонца. Как надежно сохранить донесение?

Рассмотрим более внимательно нижний экран. Одежда плохой хранитель. Остается тело. Возникает идея послания-татуировки. Такое не потеряется. Но как его скрыть? Есть хороший маскирующий ресурс голова. Именно им и воспользовался полководец. Татуировку нанесли на голову, а по прибытии на место гонца побрили.

Рассмотрим, как можно было бы решить эту же задачу на верхнем экране. Здесь имеется множество гонцов. То же противоречие можно разрешить системным переходом: каждый гонец знает только одно слово или одну фразу послания. Добравшись по одиночке до места они могут по определенному правилу сложить их в единое донесение.

В задаче N 23 требовалось предложить идею сюжета картины, отражающей бесконечность, беспредельность океана. И опять, "выйти" за ограниченные пределы холста можно, лишь изменив точку зрения океана. Океан исходная система. Поднимемся на верхний экран схемы. Что есть надсистема океана, его окружение? Планета, Солнечная система, космос… Возникает идея: усилить эффект бесконечности океана на картине можно путем сочетания его с другой бесконечностью космосом. Как это сделать конкретно? Здесь уже открывается широчайший простор

для фантазии художника. Ограничимся лишь словами Ж.Верна: "Океан это бесконечность, подобная небесному пространству, которое он отражает в своих водах!"

Эффект бесконечности можно получить и с помощью горизонтальной временной развертки схемы, последовательно изобразив различные состояния океана, как, например, это сделал известный литовский художник Н.К.Чюрленис в своем знаменитом триптихе "Соната моря".

Рассмотрение объектов по многоэкранной схеме одно из сильнейших средств развития творческого мышления. Осваивать его надо постепенно: сначала отдельно вертикальные и горизонтальные экраны, затем, последовательно, все девять экранов. Не пытайтесь сразу осваивать "параллельное" видение различных групп экранов, его навыки придут со временем. То же самое относится к "наращиванию" дополнительных экранов.

Задача N 47. 0Поместите в центральный экран исходные системы объекты из задач NN 43, 44, 46 и рассмотрите их по всем девяти экранам.

Задача N 48. 0Предложите идею сюжетного замысла для картины на тему бесконечного космоса по многоэкранной схеме.

Задача N 49. 0Известный космонавт и талантливый художник А.А.Леонов однажды задумал написать фантастическую картину, изображающую пролет космического корабля в районе черной дыры. Гравитационные силы ужасной звезды-невидимки столь огромны, что она притягивает к себе свет. Следовательно, попав в сферу влияния черной дыры, корабль должен "потерять" свое изображение, стать невидимым. Но как изобразить невидимое на фоне невидимого?! Предложите идею сюжета такой картины.

 

Приемы фантазирования

Приемы фантазирования были выявлены путем анализа большого количества научно-фантастических идей, выдвинутых писателями-фантастами.51,2 0 Используя их, можно получать сильные фантастические идеи. Но главная цель их применения развитие воображения, расшатывание стереотипов мышления. Рассмотрим несколько таких приемов.

1. Увеличение-уменьшение. 0Суть приема: 1новую фантасти1ческую идею получают увеличением и/или уменьшением исходного 1объекта.

Люди-гиганты ("Пища богов", Г.Уэллс); разумное существо-океан ("Солярис", С.Лем); звездолет размером с город ("Магелланово облако", С.Лем); использование в качестве звездолета целой планеты ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Уменьшение роста человека до размеров насекомых ("Необыкновенные приключения Карика и Вали", Я.Ларри); уменьшенный человек проникает в недоступные места машин для их ремонта ("Редкая специальность", И.Белогруд, А.Климов); уменьшенные люди на микроскопической подводной лодке отправляются в экспедицию по кровеносным сосудам человека ("Фантастическое путешествие", А.Азимов).

2. Дробление-объединение. 0Суть приема: 1новую фантасти1ческую идею получают разделением исходного объекта (объек1тов) на части и/или их объединением. 51,2 0Амнуэль П.Р. Звездные корабли воображения. М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Космонавтика, астрономия", N 2); Амнуэль П.Р. Загадки для знатоков: История открытия и исследования пульсаров. М.: Знание, 1988.

Шарообразные инопланетяне, способные объединяться и принимать любой облик ("Почти как люди", К.Саймак); распыление человека на атомы и последующее восстановление в заданное время ("Звездные дневники Йона Тихого", С.Лем); морской хищник, образующийся из одноклеточных организмов на время охоты ("Хозяин бухты", С.Гансовский); неуязвимое существо, способное распадаться на части под ударами охотники и вновь воссоздаваться ("Кибериада", С.Лем).

3. Изменение свойств. 0Суть приема: 1новую фантастическую 1идею получают изменением наиболее постоянных свойств исход1ного объекта или внешней среды.

Ускорение вращения Земли ("Над бездной", А.Беляев); изменение направления оси вращения Земли ("Вверх дном", Ж.Верн); замедление скорости света ("Светопреставление", А.Беляев); изменение свойств космического пространства ("Отравленный пояс", А.Конан Дойл); изменение магнитного поля Земли ("Шестой океан", Г.Гуревич); сила тяжести на полюсах планеты в сотни раз больше, чем на экваторе ("Экспедиция "Тяготение", Х.Клемент).

4. Универсализация-ограничение. 0Суть приема: 1новую фан1тастическую идею получают распространением действия исходно1го факта (объекта) на большой класс явлений и, наоборот, ог1раничением действия универсального факта.

Слепота становится всеобщей нормой, а зрячесть уродством ("Страна слепых", Г.Уэллс); универсальный вездеход, сочетающий свойства самолета, автомобиля, катера и подводной лодки ("Властелин мира", Ж.Верн); универсальные роботы ("Я, робот", А.Азимов). Робот, предназначенный только для открывания консервных банок ("Робот-зазнайка", Г.Каттнер); огра-

ничение Вселенной пределами звездолета ("Пасынки вселенной", Р.Хайнлайн, "Поколение, достигшее цели", К.Саймак); ограничение действия гравитации за счет ее экранирования особым веществом кейворитом ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс).

5. Наоборот. 0Суть приема: 1новую фантастическую идею полу1чают изменением предназначения, какого-либо свойства исход1ного объекта (факта) на противоположное.

Левиум вещество с отрицательным тяготением ("Сокровище Громовой Луны", Э.Гамильтон); путешествие не в пространстве, а во времени ("Машина времени", Г.Уэллс); путешествие вне времени через нуль-пространство("Сердце Змеи", И.Ефремов); обезьяны разумная раса планеты, а люди находятся в первобытном состоянии ("Планета обезьян", П.Буль); предварительно отбытое наказание дает право на совершение соответствующего преступления ("Срок авансом", У.Тэнн); хищные огурцы-мутанты ("Корабль роботов", М.Пухов).

Техника применения приемов: .11) выбрать исходный объект 1(факт, понятие); 2) определить его назначение, основные ха1рактеристики, свойства; 3) выбрать прием; 4) в соответствии 1с ним мысленно изменять объект, в целом или какую-либо его 1часть, до получения нового качества1, отсутствующего у исход1ного объекта; 5) обосновать целесообразность полученной фан1тастической идеи; 6) проследить всевозможные следствия, вы1текающие из нее, для чего можно воспользоваться многоэкран1ной схемой.

Возможно последовательное применение ряда приемов к одному объекту. Если в качестве исходного объекта выбран живой организм или техническая система, то можно сначала с помощью приемов изменить их надсистему условия обитания или функ-

ционирования, а затем изменить объект для нормального существования в полученных необычных условиях.

Задача N 50. 0Используя приемы фантазирования, предложите новую идею фантастического животного, растения. Опишите их внешний облик, способы питания, размножения, возможные условия обитания.

Задача N 51. 0Исходный объект природное явление (например, листопад, зима, дождь, гроза, радуга, извержение вулкана и т.д.). Предложите новое фантастическое явление.

Задача N 52. 0Придумайте новые фантастические природные условия для планеты. Опишите, какие формы жизни могут существовать в таких условиях, каковы должны быть разумные обитатели планеты, их города, техника и т.п.

Задача N 53. 0Исходные объекты из задач NN 43, 44, 46. Измените их, используя различные приемы. Опишите и обоснуйте полученные новые фантастические идеи.

 

Эвроритм

В течение многих лет писатель-фантаст Г.Альтов (писательский псевдоним Г.С.Альтшуллера) собирал фантастические идеи, накопленные научной фантастикой. Так появился "Регистр фантастических идей", в котором несколько тысяч идей разделены на классы, подклассы, группы и подгруппы.51 0Анализ этих идей выявил интересную закономерность: все фантастические идеи можно расположить на четырех качественно отличающихся друг от друга этажах.

I этаж. .1Имеется один объект, дающий некий фантастический 510 Литературный Азербайджан, 1970, N 11. С.118-124

1результат.

Подводная лодка "Наутилус" ("Двадцать тысяч лье под водой", Ж.Верн); машина времени ("Машина времени", Г.Уэллс); космический аппарат ("Из пушки на Луну", Ж.Верн); ракета ("Путешествие на Венеру", А.Эро); звездолет прямого луча ("Час Быка", И.Ефремов); искусственный спутник Земли ("Кирпичная Луна", Э.Хейл); подземоход ("Победители недр", Г.Адамов)…

Идей этого этажа в фантастике особенно много.

II этаж. .1Имеется много объектов первого этажа, дающих в 1совокупности совершенно новый фантастический результат.

Множество подводных объектов цивилизация, живущая в подводных городах ("Четвертый ледниковый период", К.Абэ). Множество машин времени организация "Вечность", управляющая ходом истории ("Конец Вечности", А.Азимов). Множество ракет звездные экспедиции ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), звездные эскадры, флоты ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Множество искусственных спутников Земли ("Пятьсот миллионов бегумы", Ж.Верн)…

Идей второго этажа в фантастике также много.

III этаж..1 Те же достигаются без исходного объекта.

Достижение глубин океана без подводного аппарата ("Человек-амфибия", А.Беляев). Путешествие во времени за счет обмена разумами с представителем иной эпохи ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Достижение звезд без звездолетов мгновенная связь сквозь пространство ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), идея полета к звездам радиокопии мозга (В.Тендряков), сама планета отправляется в космическое путешествие ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Перемещение сквозь недра без

подземохода ("Проникающий скалы", Г.Гаррисон, "Планетат безумная планета", Ф.Браун).

Подобных идей в фантастике мало.

IV этаж. .1Созданы условия, при которых отпадает необходи1мость в самих результатах действия исходного объекта.

Отпадает необходимость в покорении глубин океана океан превращается в нетающий лед ("Колыбель для кошки", К.Вонегут). Отпадает необходимость путешествий во времени время не существует (идеи отсутствуют). Отпадает необходимость в длительных межзвездных перелетах для перелетов используют моменты сближения звезд на малые расстояния ("Звездные корабли", И.Ефремов), цивилизация управляет движением звезд и формирует из них в центре Галактики плотные шаровые скопления ("Порт Каменных Бурь", Г.Альтов); вообще отпадает необходимость в космических полетах проникновение в параллельные миры открывает безграничные ресурсы пространства и пр. ("Плеск звездных морей", Е.Войскунский, И.Лукодьянов, "Все живое", К.Саймак), звезд не существует (идеи отсутствуют).

Идей этого этажа в фантастике очень мало.

При работе с эвроритмом исходным объектом можно выбрать уже известную фантастическую идею, либо новую, сгенерированную с помощью приемов фантазирования, либо реально существующий объект. В некоторых случаях идею III-IV этажей можно перевести на первый, и на новом уровне повторить весь цикл. При поиске идей II-IV этажей полезно воспользоваться многоэкранной схемой мышления.

Задача N 54. 0Возьмите в качестве исходного объекта известные фантастические идеи: 1) кейворит вещество, экранирующее гравитацию ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс); 2) некое вещество, делающее человека невидимым ("Человек-невидимка", Г.Уэллс); 3) обучение в гипнотическом сне ("Когда спящий проснется", Г.Уэллс); 4) вечный хлеб ("Вечный хлеб", А.Беляев); 5) пересадка человеку жабер для жизни под водой ("Человек-амфибия", А.Беляев); 6) хранение газов в состоянии, при котором ядра атомов плотно прижаты друг к другу ("Продавец воздуха", А.Беляев); 7) замена обычного способа питания на электропитание ("Создан для бури", Г.Альтов); хирургический микроробот, способный самостоятельно передвигаться во внутренних органах ("Сердце Змеи", И.Ефремов). Рассмотрите развитие этих идей на II-IV этажах.

Задача N 55. 0Предложите несколько идей IV этажа для объектов "машина времени" и "подземоход".

Задача N 56. 0Примените эвроритм к объекту гениальный изобретатель-одиночка или ученый-одиночка.

Задача N 57. 0Примените эвроритм к исходным объектам из задач NN 43, 44, 46.

 

* * *

 

 

Таблица 4

Влияние упражнений на развитие творческого мышления +———————————————————-+ ¦ Составляющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мышления ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ¦ Упражнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Хорошо-плохо ¦ X ¦ X ¦ * ¦ * ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Прогноз противоречий ¦ X ¦ * ¦ * ¦ * ¦ +———————————————————-+

продолжение таблицы 4 +———————————————————-+ ¦ Составляющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мышления ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ¦ Упражнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Робинзон ¦ * ¦ X ¦ * ¦ * ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Многоэкранная схема мышления ¦ X ¦ X ¦ * ¦ * ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Приемы фантазирования ¦ ¦ ¦ X ¦ * ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ Эвроритм ¦ ¦ * ¦ X ¦ * ¦ +——————————+——+——+——+——¦ ¦ разделы "наука побеждать" ¦ X ¦ X ¦ * ¦ * ¦ +———————————————————-+ 1 диалектичность мышления; 3 воображение; 2 системность мышления; 4 независимость мышления.

Примечание: "X" прямое развивающее влияние

"*" опосредствованное развивающее влияние

 

Приложение 3 Некоторые дополнительные рекомендации по развитию работоспособности

 

Рациональное планирование

Как можно сделать планы достижения поставленной Цели конкретными, выполнимыми, поддающимися четкому контролю за их выполнением?

Сказать себе, что к такому-то сроку должны быть получены первые результаты работы над поставленной творческой Целью, означает заранее обречь себя на поражение, или, в лучшем случае, на многократное увеличение затрат времени.

Точно так же, как в направлении главного вектора творческого поиска была выявлена конкретная проблема творческая Цель, следует разделить ее на ряд конкретных, достижимых задач, в том числе творческих, и сопутствующих им определенных действий. В свою очередь, их можно еще разбить на ряд подзадач и более мелких дел. И уж затем, на их основе можно приступать к составлению рабочих планов.

1Планировать следует 0не собственно получение результатов по Цели, а 1выполнение конкретных задач и действий, направ1ленных на достижение творческой Цели. 0Сумма результатов по ним и даст в перспективе главный результат всей работы. То есть вместо риторического вопроса: "на сколько мне удалось приблизиться к Цели?" надо задавать себе вопросы: "какие конкретные шаги, действия были предприняты?", "какие задачи были решены?", "что конкретно предстоит делать сегодня,

завтра, через неделю и т.д.?"

Наличие такой системы рабочих планов (на день, на неделю, на месяц и т.д.) позволяет целесообразно распределять свои усилия и контролировать реальное0, а не желаемое, продвижение вперед, к поставленной Цели. Позволяет чувствовать себя уверенно даже перед лицом самых сложнейших проблем, ибо что может быть хуже неопределенности?

Очевидно, самые конкретные планы короткие (на день, на несколько дней). Чем длительнее планируемый период, тем они, во-первых, менее конкретны, во-вторых, в течение планируемого периода возникают различные непредвиденные ситуации, нарушающие исходные планы. Следует выделять вновь возникающие проблемы и учитывать их в дальнейших планах, т.е. постоянно их корректировать.

Систему рабочих планов можно сравнить с вешками на бескрайнем болоте, указывающими верное направление движения. Передвигаясь от одной вешки к другой, мы неумолимо приближаемся к конечной точке пути, которая до самого последнего момента может оставаться невидимой.

 

Организация личного информационного фонда