Счета бухгалтерского учета и их строение

Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.

Счет – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

Счет – основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс.

Таким образом, счет – это специфический метод системного отражения влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета.

Названия счетов и их коды определяются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.


Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.

На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции.

Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерских счетов.

Все однородные виды хозяйственных средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру учитываемых средств или их источников.

В частности, на счете 01 "Основные средства" отражаются только те однородные по характеру экономические операции, которые рекомендованы в комментарии к данному счету, приведенные в Инструкции по применению Плана счетов.

Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.

Учетные записи по счетам ведут в денежном измерении.

На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

По внешнему виду счет можно представить в виде таблицы, состоящей из двух частей.

Левая часть (сторона) счета называется дебетом (от латинского "debet" – должен) – обычно пишется сокращенно: Д-т или Д.

Правая часть (сторона) счета называется кредитом (от латинского "credit" – верить) – обычно пишется сокращенно: К-т или К.

В слове "кредит" ударение ставится на первом слоге в отличие от банковского кредита.

Следовательно, "дебет" и "кредит" являются просто бухгалтерскими терминами для условного обозначения левой и правой частей (сторон) счета.

Такое название сторон счета сложилось исторически на той стадии развития, когда основным содержанием бухгалтерского учета было отражение расчетных и кредитных взаимоотношений между поставщиком и должником, между купцом и банкиром. В настоящее время эти термины потеряли свое буквальное значение.

Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают уменьшение или увеличение данной группы средств (или их источников), для которой открыт счет.

Каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения сумм.

Суммы, записанные на левой стороне счета, называются дебетовыми, а на правой – кредитовыми.

"Дебетовать" означает сделать запись на левой стороне счета, а "кредитовать" – сделать запись на правой стороне счета.

Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений, а также удобством записей по счету.

По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне — уменьшение остатка средств на счете в результате совершения хозяйственных операций.

Таким образом, схематически счет принято изображать в виде модели, состоящей из трех элементов: номера и названия, левой стороны (дебет) и правой стороны (кредит):

 

Счет

(номер счета и наименование объекта учета)

Дебет Кредит

   

 

Как видно из приведенной схемы, простейшая форма счета представляет собой букву "Т" (форма Т-образной таблицы) или так называемый "самолетик". Такое условное изображение счета бухгалтерского учета сейчас широко применяется в учебной литературе по бухгалтерскому учету во всем мире, настолько оно просто и наглядно.

На практике внешне счета выглядят по-разному. Так, при ручном способе ведения бухгалтерского учета счет ведут в особых таблицах (на отдельных страницах или карточках). Эти страницы или карточки, объединенные в книгу, называются Главной книгой. При компьютерной обработке данных применяются магнитные носители информации (дискеты, диски и т.д.), на которых счета приобретают тот внешний вид, который определяется параметрами соответствующих компьютерных программ.

Счет предназначен не только для сбора и отражения всех количественных изменений, вызываемых в данной группе средств хозяйственными операциями, но и для вывода в любой момент остатка этих средств.

загрузка…

Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, а также на доходы и расходы.

На счете записывается первоначальное состояние учитываемого объекта, а затем регистрируются изменения его размера. На одной стороне счета показываются увеличения учитываемых на нем сумм, а на другой – уменьшения. Это дает возможность подсчитать за определенный период времени итоги увеличений и уменьшений на каждой стороне счета в отдельности. Кроме того, в любой момент можно установить состояние (величину) учитываемого объекта. Это состояние на определенный момент называется остатком, или сальдо.

Изучение внутреннего строения бухгалтерского счета и последующего его использования для отражения хозяйственных операций имеет своей целью вырабатывать умение определять местонахождение на счете начального сальдо, то есть на какой стороне (по дебету или по кредиту счета) следует записать показатель, характеризующий значение хозяйственной операции.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином "сальдо" – остаток счета.

В конце каждого отчетного периода определяется сальдо (остаток) счета, то есть каждый счет сальдируется.

Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как Сн (начальное состояние учитываемого объекта), а остаток на конец проведения операций (на конец отчетного периода) – Ск (состояние учитываемого объекта на конец периода).

Этими сальдо на начало и конец отчетного периода являются цифры, отраженные в бухгалтерском балансе соответственно на начало и конец отчетного периода. Сальдо на конец отчетного периода, зафиксированное в счете, переносится в следующий отчетный период как начальное сальдо данного периода.

Сальдо – это разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами, с учетом остатка на начало периода.

Исходя из этого, сальдо может быть или дебетовым, или кредитовым.

Если общий итог дебета больше общего итога кредита, то есть остаток образовался на дебете, то сальдо будет дебетовое.

Если же, наоборот, общий итог дебета меньше общего итога кредита, то есть остаток образовался на кредитовой стороне, то сальдо будет кредитовое.

В каждом счете (помимо термина "сальдо") присутствует еще и такое понятие, уже названное выше, как "оборот".

Оборот – это итог записей только одних хозяйственных операций (увеличений или уменьшений) за период (месяц) без начального сальдо.

Итог дебета называется дебетовым оборотом (Об.Д).

Итог кредита называется кредитовым оборотом (Об.К).

Открыть счет – это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта (начальный остаток из баланса, если он имеется), которое и называется сальдо начальное.

По вновь открываемым счетам остатков на начало не должно быть.

Остаток средств по счету на начало и на конец месяца присутствует у большинства открываемых счетов, за исключением отдельных счетов, где остатков не должно быть, например счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".

В организации открывается столько счетов, сколько существует объектов учета, так как каждый счет контролирует свой объект учета.

Счета ведутся (заполняются) в течение месяца:

— в начале месяца счета "открываются" (дается наименование, проставляются остатки имеющихся в наличие средств и источников). Так, при открытии счета в него записывается начальное сальдо: на активных счетах – в дебет, на пассивных счетах – в кредит;

— в течение месяца счета отражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), вызванные хозяйственными операциями. Увеличение отражается по дебету активных и кредиту пассивных счетов; уменьшение – по кредиту активных и дебету пассивных счетов;

— в конце месяца счета "закрываются", то есть подсчитываются обороты и остатки средств и их источников.

Для отражения хозяйственных операций необходимо их документально подтвердить первичными документами на бумажных носителях информации, магнитными носителями информации (дискетами, дисками и т.п.), причем любой из них должен иметь юридическую силу.

Таким образом, счета заполняются по данным первичных учетных документов, из которых берется сумма и, в зависимости от того, что и как изменилось (увеличилось или уменьшилось), делаются записи на соответствующем счете и в соответствующей его части (по дебету или по кредиту).

Для правильного использования счёта необходимо знать:

1) название счёта;

2) структуру и экономическое содержание счёта;

3) обороты, учитываемые на данном счёте;

4) характер оборотов и сальдо счёта;

5) роль счёта в контроле хозяйственной деятельности, в формировании себестоимости продукции (работ, услуг), в выявлении финансовых результатов.