Саморегулируемые организации в области аудиторской деятельности РФ

Согласно новому Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской деятельности заменено саморегулированием (СРО). Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратят силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе будут осуществлять аудиторскую деятельность.

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов — это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Саморегулирование (СРО) в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Федеральный закон от 12 января 1996 …
года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».

И другие нормативно-правовые акты.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации (СРО) аудиторов с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

Объединение в составе саморегулируемой организации (СРО) в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом требованиям к членству в такой организации. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.

Обеспечение саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации (СРО) перед потребителями и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования, минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Целями деятельности саморегулируемых организаций аудитор (СРО аудиторов) являются:

Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.

Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.

Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:

Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.

Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.

Преимущества саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;

Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;

Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными для всех членов саморегулируемой организации аудиторов, и не должны противоречить следующим требованиям:

1. Требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:

коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. безупречная деловая репутация;наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.

2. Требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:

наличие квалификационного аттестата аудитора;

безупречная деловая (профессиональная) репутация.

Аудиторские организации, как и индивидуальные аудиторы, обязаны уплатить взносы в саморегулируемую организацию (СРО) аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, а также взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.

В РФ для регулирования АД согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской де-ти..В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования АД » функции федерального органа осуществляет Министерство финансов РФ.Основные функции:· издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;·организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;· организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;· организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;· контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;· определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;· ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;· аккредитация профессиональных аудиторских объединений.В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Виды аудита.

По объекту пров-ки А подразд-ся на внутр. и внеш. По содерж-ю и методам пров-я внеш А имеет много общего с внутр.. А. При должной орг-ции внутр. А способ-т повыш-ю ответст-ти рук-лей структ. подразд-й и МОЛ орг-ции за выпол-е св. обяз-й, предотвращ. негатив. явл-й. Внутр. А явл-ся инф-й базой для внеш. А, проводимого в отд-х хоз. S-тах в обяз-м порядке. Вместе с тем м/у внутр. и внеш. А им-ся сущест-е различия в уровнях независимости, целях и по времени проведения проверок. Внешний осущ-ся внеш, независимыми а-ми, а-ми фирмами на основе заказов (дог-в) с орг-ми. Отличит-й особ-тью внеш. А явл-ся то, что а-ры, проводящие пров-ку, не имеют на проверяемом эк. S-те никаких интересов – не явл-ся учредит., собств, рук-ми, несущими ответ-ть за соблюдение треб-й к БФО, а т/же не состоят в родстве с рук-м орг-ции и не связвны с ним служеб. отнош-ми.Внеш. а-я пров-ка не м. проводиться а-ми фирмами в отношении эк. проверяемых S-тов, кот-е явл-ся их учредит-ми, филиалами, представит-ми, а т/же оказывающие д. эк. S-ту услуги по восстан-ю, ведению б/у и составл-ю БФО. Пор-к выплаты и размер ден. вознаграждения а. фирмам за проведение А и оказание сопут. ему услуг опред-ся дог-ми оказания а. услуг и не м.б. поставлены в завис-ть от выпол-я каких бы то ни было треб-й а/л о содержании выводов, кот. м.б. сделаны в рез-те А.Внеш. А пров-ся с целью устан-я состояния ФХД и выраж-я мнения о достовер-ти год. ФО проверяемого эк. S-та. Внешний А м. б. проведен согласно дог-ру с целью разраб-ки рекомен-й по улучшению постановки б/у, оптим-ции фин. планов и упр-я д-тью.Рез-ты провед-я внеш. А оформ-ся путем составл-я и представл-я письм. закл-я о сост-ии учета, СВК, о достовер-ти ФО. Орг-ции сам-но выбир-т а-ра или а-ую фирму для проведения А. Внутр. А осущ-ся спец. службой орг-ции или ее раб-ми (спец-ми), непосредственно подчинен-ми рук-ву хоз. S-та и предназначен для внутрихоз. контроля фин. состояния, источ-в затрат, выявл-я резервов и обеспечения адм-ции реком-ми по повышению эф-ти д-ти п/п. Внутр. А – это независ. д-ть в орг-ции по пров-ке ее работы в ее интересах. Внутр. А необх. для предотвращения нерац-ого расхода, потерь, хищений мат. и ден. рес-в орг-ции, своевременного предупреждения и своевременной разраб-ки рек-ций по выходу из фин. трудностей. Для успеш-го функц-я ауд.орг-ий,а т-же индив-х предпр-лей им необх.расширить перечень своей д-ти,т.е.кроме осн.вида д-ти(пров-ки) м.заним-ся оказ-ем разл.рода услуг.Сопут-щие А услуги м.класс-ть по совместимости с пров-ем А:а)совместимые:1)постановка б/у;2)контроль вед-я учета и составл-я отчетов;3)контроль начисл-я и уплаты н-гов и иных обяз-х пл-жей;4)ан-з хоз.и фин.д-ти;5)оценка эк.и инвестиц-х проектов,эк.безоп-ти сист.б/у и ВК;6)представл-е интресов эк.S перед 3-ми лицами;7)пров-е семинаров,повыш-е квалиф-ииперсонала орг-ии;8)науч-я разраб-ка,изд-е методич.пособий и реком-ий;9)компьют-ция б/у и отч-ти;10)консультац-е услуги;11)инф-е обслужив-е;12)эксперт-е обслуж-е;13)подбор и тестир-е кадров эк.S и др.;б)несовместимые:1)вед-е б/у;2)восстановл-е б/у;3)составл-е налог-х деклар-ий;4)составл-е бух отч-ти.Также сопут-щие услуги подразд-ся на:а)услуги действия:1)созд-е док-тов эк.S(перв.д-ты,регистры б/у,отч-ть);2)восст-е утрач-х д-тов; б)услуги контроля:1)конт-ль вед-я учета и сост-я отч-ти;2)Конт-ль начисл-я и уплаты н-гов;в)инф-е услуги:1)пров-е семинаров;2)изд-е мет.указ-ий;3)инф-е обслуж-е клиента.Сопут-щие А услуги действия,оказ-е кот.эк.S возлагает на ауд.орг-ию,оформл-ся д-ром.

I. С точки зрения развития, аудит разделяется на три стадии (вида):

1. Подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

2. Системно-ориентированный аудит. Это аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля.

3. Аудит, базирующий на риске. Это концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском.

II. С точки зрения права, аудиторские проверки подразделяются на:

1. Обязательные аудиторские проверки. Такие проверки проводятся в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными органами.

2. Инициативный (добровольный) аудит. Осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

III. С точки зрения направленности аудит подразделяется на:

1. Общий аудит (аудит предприятий и их объединений, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности организаций и учреждений). 2. Банковский аудит. 3. Аудит страховых организаций.

4. Аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и др.

IV. С точки зрения объекта проверки (либо финансовая бухгалтерия, либо производственная бухгалтерия): 1. Внешний аудит. 2. Внутренний аудит.

V. По характеру проведения:

1. Первоначальный аудит. Проводится впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудитор не располагает необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

2. Согласованный (повторяющийся) аудит. Осуществляется повторно (регулярно) и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительный и отрицательных сторон, знаком с системой внутреннего контроля и т.д.

В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но и имеют существенные различия.

Внутренний аудит – есть независимая деятельность в организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.

Внутренние аудиторы предоставляют данные анализа, оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверки.

Внутренний аудит имеет следующие особенности:

1) проводится внутри организации ее служащими (аудиторами); 2) организуется по желанию руководства организации; 3) информация, образуемая в результате внутреннего аудита, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала; 4) затраты на содержание внутреннего аудита берет на себя сама организация.

Внешний аудит проводится для контроля за внешней бухгалтерией. Целью внешнего аудита является проверка и дача заключения по финансовому отчету.

Задача проводимого анализа – подтвердить представленные данные или опровергнуть их.

Внешний аудит осуществляется на договорной основе и может быть обязательным или частным.

Виды услуг, оказываемых адутрскими фирмами.

1. Виды аудиторских услуг

Основными видами аудиторских услуг являются:

1. Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.

В этом случае целями аудита являются:- оценка состояния учета;- проверка достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности;

— проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и на его основе подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, выбор процедур аудита.

В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки: фактическая проверка; подтверждение; документационная проверка; формальная проверка; логическая проверка; арифметическая проверка; специальная проверка; опрос; наблюдение; аналитические тесты; сканирование.

Под фактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.

Подтверждение – получение письменного ответа от клиента или 3-х лиц для подтверждения точности информации. Полнота оприходования денег в кассу, полученных от физических и юридических лиц.

Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.

При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обязательных на первичных документах. Особое внимание при этом обращается на: дату заполнения документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц (все денежные документы не подлежат исправлению и подчистке).

Логическая проверка (проверка документов по существу). Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; законность и целесообразность хозяйственной операции; правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов и доходов. Логическая проверка позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости и т.д.

Арифметическая проверка заключается в проверке правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при суммировании ряда чисел в процессе составления аналитических и систематических регистров учета в показательной бухгалтерии (финансовой отчетности). Арифметическая и логическая проверка нередко дополняют друг друга.

Специальная проверка применяется, когда возникает необходимость привлечь к проверке специалиста с узкой специализацией, что дает возможность проверить правильность оценки интеллектуальной собственности, когда она выступает в качестве вклада учредителей в Уставный Капитал, или когда возникает необходимость в проверке полноты выполнения всех технологических операций в производстве конкретного вида продукции или изделия.

Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.

Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);

Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.

Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.

В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная, выборочная, комплексная, целевая, экспертная оценка).

При сплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.

При выборочной проверке документы проверяются по выбору проверяющего. При этом, если в ходе выборочной проверки отдельных вопросов будут установлены серьезные недостатки и нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета, приведение к исправленному исчислению затрат, финансовых результатов и к недочислению наличных платежей, то такие операции рекомендуется проверить сплошным методом. При проведении выборки важное место имеет правильный выбор тех документов, записей, которые будут подвергаться проверке. Выбор порядка проверки зависит от обстоятельств и решается на месте проведения проверки.

В современной практике применяются комплексные аудиторские проверки. Основными их задачами является всесторонняя документационная проверка предприятий и финансово-хозяйственной деятельности организаций, состояние их экономики, проведение углубленного анализа финансового состояния.

Целевые проверки проводятся по определенному кругу вопросов по просьбе руководителей предприятий или по поручению органов прокуратуры, следствия, налоговых и др. государственных органов.

Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде [1].

2. Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния

Проводя аудиторскую проверку, аудитор должен проверить не только состояние бухгалтерского учета, законность совершения финансово-хозяйственных операций в проверяемой организации, но и качественно провести анализ показателей ее финансовой деятельности. Целью анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния организации в анализируемом отчетном периоде и определение ее потенциала в предстоящей перспективе. Анализ проводится по показателям бухгалтерской отчетности и используются показатели бухгалтерского баланса и других форм отчетности, а также данные других учетных регистров: главной книги, журналов-ордеров, ведомостей и других форм. Финансовое состояние предприятия включает анализ доходности и рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности, использования капитала. Финансово устойчивым является такой экономический субъект, который за счет наличия собственных средств может обеспечить покрытие средств, вложенных в активы предприятий, не допуская неоправданных дебиторской и кредиторской задолженностей, и в установленные сроки расплачивается с партнерами по своим обязательствам.

3. Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования.

Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских проверок, могут оказывать экономическим субъектам, предпринимателям и физическим лицам услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При проведении консультации в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение специалистов-универсалов и узких специалистов, их глубокие знания в отдельных областях. При этом аудитор, проводящий консультацию, должен обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования финансово-хозяйственной работы, общения с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в накоплении опыта.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте.

Наиболее часто применяемыми методами являются:

— обучение и повышение квалификации;- обучение действиями;- планирование повышения эффективности работы предприятия;- проведение собраний;- инструктирование и рекомендации.

Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов.

В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход: компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента, беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение требований этического аспекта.

Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого изучения на основе действующих нормативных документов по налогообложению, оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования .

4. Консультирование по правовым вопросам.

Оказывать такие услуги могут только аудиторские фирмы, в штате которых имеются юристы-консультанты или юридические структурные подразделения. Практика их работы показывает, что наибольшее количество консультаций связано с взаимоотношениями предприятий с налоговыми органами; с юридической защитой интересов предприятий на действия налоговых органов после проведения ими проверки.

5. Консультирование правовой ответственности обработки данных.

Наиболее быстро растущей областью консультативных услуг является помощь в разработке пакетов программ в выборе и внедрении современных ПК. Консультанты помогут внедрять новые системы и разрабатывать программы обучения для служащих, вырабатывать и осуществлять политику поощрения новаторства, использовать технику для снижения трудоемкости работ.

 

 

10.Обязательный и инициативный аудит.Обязательный аудит организации, проводится в случаях, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307—ФЗ от 30.12.2008 г. Обязательному аудиту подлежат:Организации, объем выручки от продажи продукции которой (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей;Открытые акционерные общества;Кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.Обязательная аудиторская проверка проводится также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.Обязательный аудит компании (организации) должен проводиться ежегодно. Но необходимо понимать, что обязательные аудиторские проверки не подменяют государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти. В то же время обязательный аудит предприятий обеспечивает необходимый уровень гарантии достоверности отчетности, предъявляемый государством экономически значимым компаниям.Инициативный аудит компанииАудит по российским стандартам проводится не только в обязательном порядке. Любая организация в случае возникновения необходимости может обратиться в аудиторскую компанию с целью проведения аудита. Такой аудит традиционно называют инициативным аудитом.Инициативный аудит отличается от аудита обязательного лишь тем, что проводится в тех случаях, когда есть инициатива Заказчика, но нет обязательного предписания закона. Аудит инициативный проводится с использование тех же норм, процедур и правил, что и аудит обязательный.Однако важность инициативного аудита не стоит недооценивать. Необходимость и полезность инициативного аудита определяется следующими обстоятельствами:Важностью достоверности бухгалтерской отчетности для принятия управленческих и иных решений;Выявления частных и методологических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете;Возможностью получения объективной картины состояния учета и работы бухгалтерской и финансовой службы;Определение уровня достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для иных пользователей отчетности (банков, инвесторов, органов власти)Определение всех значимых обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности компании при продаже или покупке бизнеса.Проведение аудита (инициативного или обязательного) является необходимым условием деятельности современной успешной компании.

Инициативный аудит проводится по инициативе экономи­ческого субъекта. Обязательный — в случаях, установленных за­коном РФ.

Критерии, по которым бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке:

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат открытые акционерные общества, незави­симо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2. Вид деятельности экономического субъекта.

Банки и др. кредитные учреждения.

Страховые организации и общества взаимного страхования.

Товарные и фондовые биржи.

Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые ин­вестиционные фонды, холдинговые компании).

Внебюджетные фонды, источниками образования средств ко­торых являются предусмотренные законодательством РФ обяза­тельные отчисления, производимые юридическими и физичес­кими лицами.

Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.

Другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предус­мотрена федеральными законами, указами ПрезидентаРФ и по­становлениями ПравительстваРФ.

3. Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.

Экономические субъекты подлежат обязательной ежегод­ной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (ус­тавном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

4. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

Экономические субъекты, за исключением находящихся пол­ностью в государственной или муниципальной собственности, подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при на­личии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

-объема выручки от реализации продукции, работ, услуг за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законо­дательствомРФ минимальный размер оплаты труда;

-суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФминимальный размер оплаты труда.

Кроме того, обязательный аудит может осуществляться по по­ручениям органа дознания, прокурора, следователя суда и ар­битражного суда, связанным с находящимся в их производстве уголовным (арбитражным) делом, а также рассматриваемым ими материалом о нарушении законодательства.

Обязательная аудиторская проверка проводится в соответствии с требованиями законодат-ва РФ, инициативная – по решению экономического субъекта. На сегодня обязательный аудит могут проводить только аудиторские фирмы.Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения б/у и фин.(бух) отч-ти организации или индивидуального предпринимателя. Статьёй 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены случаи проведения обязательного аудита:

1) организация имеет организационно – правовую форму открытого акционерного общества

2) организация является: кредитной организацией; страховой организацией; товарной и фондовой биржей; инвестиционным фондом; гос. внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законод-вом РФ обязательные отчисления, производимые юр. и физ. лицами; фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления юр. и физ. лиц.

организации индивидуальные предприниматели, а так же гос-е и муницип-ые унитарные п/п если: объём выручки от реализации П (Р,У) за 1 год превышает 500 тыс.МРОТ, сумма активов баланса превышает на конец отчётного года 200 тыс.МРОТ. Для определения указанных финансовых показателей установленный законод-вом РФ МРОТ принимается в среднегодовом исчислени за отчётный год. Аудит особенно актуален для ОАО и необходим в целом ряде случаев: для подтверждения достоверности годовой бух. отч-ти, для подтверждения док-ов, прилагаемых к проспекту эмиссии ц.б.АО-в, для подтверждения годового отчета по ц.б. АО-ва, в др. случаях.

В соответствии с ГК РФ (п.1ст.97) ОАО обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения: годовой отчет; бух. баланс; отчет о фин-х результатах(отчет о прибылях и убытках).

Для проверки и подтверждения правильности годовой фин-ой отч-ти в соответствии со ст.103п.5 ГК ОАО д.привлекать профессион-го аудитора, не связанного имущественными интересами с данным обществом и его участниками. Кроме того, по з-ну «Об АО-х» проверка м.б. проведена по требованию акционеров, совокупная доля которых в УК-ле состовляет 10% и более.

Инициативный аудит проводится обычно по решению клиента. Цели инициативного аудита м.б. самыми различными: контроль и анализ состояния б/уч в целом или отдельных его разделов; выявления состояния фин. отч-ти; организация делопроизводства по б/уч; оценка применяемых средств и методов амортизации учёта; оценка состояния расчётов по налогооблажению.

Некоторые причины проведения инициативного аудита: 1) многие п/п, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последнии годы процедуры приватизаци и акционирования и превратившиеся в АО-ва, лишились контроля со стороны специальных органов. 2) текучесть бух-ких кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами – недостаточно высокой оплатой, нежелание руководства новых экономических структур относится к главному бух-ру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. 3) низкая квалификация бух-ких кадров на некоторых п/п-ях, особенно на вновь образованных.

Обязательный аудит является комплексным, а инициативный м.б. как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учёта. Различной м.б. и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учёта начиная с первичных док-ов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учёта или только данных, содержащихся в учётных регистрах и отчётности. Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все вышеприведённые цели.

 

11. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторовОсновные права:, самостоятельное определение форм и методов проведения аудита, проверка в полном объеме документации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактического наличия любого имущества, учтенного в той документции; получение у должностных лиц аудируемого лица разъяснений в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; отказ от проведения аудита или от выражения своего мнения в аудиторском заключении в следующих случаях:- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации- выявление в ходе аудита обстоятельств, оказывающих существенное влияние на мнение аудитора по степени достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. Обязанности: осуществление аудита в соответствии с законодательством РФ; предоставление по требованию аудируемого лица необходимой информации о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, на которых основываются замечания или выводы аудитора 1)передача аудиторского заключения аудитором аудируемому лицу в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг;2)обеспечение сохранности доказательств, которые предоставляются в ходе аудита и неразглашения данных, содержащихся в них без согласия аудируемого лица.