Ролевые конфликты и их типы.


Читайте также:
  1. Архетипы.
  2. Буровые вышки: основные геометрические параметры и типы. Определение высоты и нагрузок.
  3. Внутренние конфликты управления в суперсистеме
  4. Военные конфликты в исламском мире. Борьба за нефтяные скважины.
  5. Газовые конфликты в СНГ
  6. ГАРМОНИЯ, УТОПИЯ, КОНФЛИКТЫ
  7. Колониальные конфликты на рубеже XIX — XX вв.
  8. Конфликты в организации
  9. Конфликты в педагогическом коллективе
  10. КОНФЛИКТЫ И КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ.
  11. Конфликты из-за психологической несовместимости.
  12. Конфликты как объект руководства.

Поскольку одному и тому же человеку приходится одно­временно выполнять несколько ролей, иногда он …
попадает в ситуацию межролевого конфликта.

Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках одной и той же ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. В частности, российские социологи А.Г.Харчев и М.С.Мацковский показали, что ролевой конф­ликт в той или иной форме неизбежно возникает у работаю­щих женщин, вынужденных совмещать выполнение профес­сиональных и семейных ролей.

Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помо­щи «ролевых стратегий» — специальных усилий по опти­мальному комбинированию своих ролей.

Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обя­занностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Помимо межролевых, возможны внутриролевые конфлик­ты. Они возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий.

Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует админи­страция, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Еще одна форма ролевого конфликта описана К.Томасом и получила название «ситуационно-ролевого конфликта». В некоторых ситуациях на нас направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а мы не можем адекватно на них реагировать, потому что еще находимся в старой роли и не готовы принять на себя новую. Так, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж, и когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же соци­альную роль, возникают специфические привычки. Напри­мер, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка держаться и говорить громко, четко и выразительно, от кото­рой они потом не могут отделаться в семье.



Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например, абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие при­вычки и обычаи называются ролевыми атрибутами. Норма­тивное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведен­ческих ожиданий.

Исполнение социальной роли предполагает некоторую сте­пень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек дей­ствует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Существуют роли, настолько регламентированные извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере).

Исполнение таких ролей часто вызывает чув­ство психологической угнетенности, связанной с отчуждени­ем. Другие профессиональные роли допускают большую сте­пень свободы, а некоторые даже в обязательном порядке тре­буют от своих носителей индивидуальных модификаций, к примеру, роль соискателя ученой степени требует опреде­ленной новизны научных разработок.

Психологический ком­форт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъяв­ляемым ролью.

Ролевое поведение, таким образом, представ­ляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесен­ного ролевыми требованиями. Лучше всего выполнение роли удается тогда, когда она оптимально соответствует индивиду­альным склонностям исполнителя. В таком случае не возни­кает или почти не возникает отчуждения в ходе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью.

Однако не следует понимать наличие социальной роли как что-то ограничивающее свободу личности, как его понимает.

Например, P. Дарендорф. Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в со­циальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира» в игре.

Клессенс называет эту фазу социального развития «социабилизацией». В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует уже как носитель собственных ролей (сын, уче­ник) и выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая маме по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выпол­нять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится много лет, а в сущности всю жизнь. А это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Мы постоянно, играя свои роли, сталкиваемся с чужими ролями, которые нам пока не­известны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о нали­чии в человеческой личности социального аспекта («я» глаза­ми Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не запол­ненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое «я» развивается и достигает пол­ноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролью, которые скрыто, присутствуют во внутреннем «я» че­ловека. Например, врач с задатками ученого-клинициста дол­жен отказаться от возможности предоставить болезнь паци­ента ее естественному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием.

Муж должен отказаться от абсолют­ной свободы внебрачных связей. Иногда человек сталкивает­ся с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, то есть, которые он не мо­жет интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за опреде­ленных ролевых требований. С другой стороны, необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение.

Так, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей переносили в течение долгих лет такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы с точки зрения современного индивидуалистического общества.